Именной указатель

Августин Аврелий (354–430) – один из отцов христианской церкви. Главный автобиографический труд психологического содержания – "Исповедь", где развернут инроспективный анализ становления личности.

Адлер Альфред (1870–1937) – австрийский психолог, создатель индивидуальной психологии. Индивидуальная психология, во многом наследуя классическому психоанализу 3. Фрейда, делает акцент на процессах, связанных с Эго.

Айзенк Ган Юрген (1916–1997) – английский психолог, пользуясь факторным анализом, создал четырехуровневую иерархическую модель личности, которая включает уровень специфических действий или мыслей, уровень привычных действий или мыслей, уровень черт личности и уровень типов. Каждый человек может быть охарактеризован точкой в данном трехмерном пространстве, координатными осями которого являются факторы экстраверсии – интроверсии; нейротизма – стабильности и психотизма – Сверх-Я.

Алкмеон Кротонский (VI в. до н.э.) – древнегреческий врач и натурфилософ, первым предположил, что органом души является головной мозг.

Анаксагор (акме – ок. 462–432 до н.э.) – древнегреческий философ, предполагал наличие отдельной субстанции – "ум" ("нус"), которая входит в состав живых существ и отличает их от неживой материи.

Анохин Петр Кузьмич (1898–1974) – советский физиолог, автор теории функциональных систем.

Аристотель (384–322 до н.э.) – древнегреческий философ. Сочинения Аристотеля охватывают все отрасли античной науки. Автор сочинения "О душе", понимал душу как "форму тела", т.е. как функцию и вместе с тем причину телесной организации человека. Выделял различные типы души: разумную и неразумную (растительную и страстную).

Асмолов Александр Григорьевич (р. 1949)– российский психолог, специалист в области психологии личности.

Бандура Альберт (р. 1925) – американский психолог, создатель социально-когнитивной теории личности, которая отводит центральную роль в формировании личности викарному научению (научение через подражание социальным образцам).

Бартлетт Фредерик Чарльз (1886 1969) – английский психолог. Известен своими исследованиямио влиянии социальных факторов на память, в которых показал, что память является конструктивным процессом.

Бекеши Джордж (1899–1972) – венгерский физик, лауреат Нобелевской премии (1961), разработал выдвинутую Г. Гельмгольцем локализационную теорию слуха, согласно которой высота звука кодируется при помощи активации определенных участков основной мембраны улитки.

Бергсон Анри (1859–1941) – французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни. В работе "Материя и память" выделил два типа памяти: память тела и память духа.

Бернштейн Николай Александрович (1896–1966) – советский психофизиолог, создатель концепции физиологии активности.

Блонский Павел Петрович (1884–1941) – советский психолог предложил генетическую классификацию видов памяти, которая отражает путь развития памяти у ребенка.

Божович Лидия Ильинична (1908–1981)– советский психолог, специалист в области психологии развития и психологии личности.

Брентано Франц (1838–1917)– австрийский философ. Создал вариант психологии сознания, полагая единицами психики элементарные психические акты.

Брунер Джером (р. 1915) – американский психолог, один из основателей когнитивной психологии.

Бэддели Аллан (р. 1934) – американский психолог, автор модели рабочей памяти.

Бэкон Фрэнсис (1561–1626) – английский государственный деятель и философ, предложил реформу научного метода – очищение разума от заблуждений ("идолов", или "признаков"), обращение к опыту и обработка его посредством индукции, основа которой – эксперимент.

Вебер Макс (1864–1920) – немецкий социолог, историк, экономист и горист.

Вертгеймер Макс (1880–1944) – немецкий психолог, один из основателей гештальтпсихологии, открыл "фи-феномен", разрабатывал теорию продуктивного мышления.

Вундт Вильгельм (1832–1920) – немецкий психолог, создатель психологии сознания. Вундтом открыта первая психологическая лаборатория в 1879 г. в университете г. Лейпцига (Германия). Определял психологию как на науку о "непосредственном опыте". Полагал единицами психики элементы сознания: ощущения, представления и чувствования.

Выготский Лев Семенович (1896–1934) – советский психолог, создатель культурно-исторического подхода в психологии. Различал "натуральные" и "культурные" психические функции. Натуральные психические функции преобразуются в культурные с помощью механизма присвоения культурного опыта, объективированного в знаковых системах.

Гален (ок. 130 – ок. 200) – древнеримский врач. В классическом труде "О частях человеческого тела" дал первое анатомо-физиологическое описание целостного организма, установил роль нервной системы как "проводника" воздействий души на тело.

Галль Франц Йозеф (1758–1828) – австрийский врач, создатель френологии. Предложил теорию локализации психических функций в коре больших полушарий головного мозга (френологию).

Гальперин Петр Яковлевич (1902–1988) – советский психолог, автор концепции поэтапного формирования умственных действий.

Ганнушкин Петр Борисович (1875–1933) – российский психиатр, создатель учения о психопатиях.

Гартли Дейвид (1705–1757) – английский мыслитель, один из основоположников ассоциативной психологии.

Гельмгольц Герман Людвиг Фердинанд (1821–1894) – немецкий естествоиспытатель, автор фундаментальных трудов по физике, биофизике, физиологии, психологии. Автор основополагающих трудов по физиологии слуха и зрения. Обнаружил и измерил теплообразование в мышцах, изучил процесс сокращения мышц, измерил скорость распространения нервного импульса.

Гераклит Эфесский (акме – 500 до н.э.) – древнегреческий философ. В основе мироздания, по Гераклиту, лежит огненный Логос – вечный и неизменный творческий принцип. Считал душу сопричастной Логосу. Провел первую типологию души (сухие и влажные души).

Геринг Эвальд (1834–1918) – немецкий физиолог, автор одной из теорий цветового зрения.

Гибсон Джеймс (1904–1979) – американский психолог, создатель "экологической оптики", оказавшей большое влияние на современную психологию восприятия.

Гилфорд Джой Пол (1897–1987) – американский психолог, предложил структурную модель интеллекта, так называемый "куб Гилфорда".

Гиппократ (460–370 до н.э.) – древнегреческий врач, реформатор античной медицины, материалист, разработал учение о четырех темпераментах: сангвиническом, холерическом, меланхолическом и флегматическом.

Гоббс Томас (1588–1679)– английский философ-материалист, трактовал психику как эпи-феномен (явление, сопутствующее другим явлениям и нс имеющее собственных функций).

Дарвин Чарльз Роберт (1809–1882) – английский естествоиспытатель, создатель дарвинизма. В основном труде "Происхождение видов путем естественного отбора", обобщив результаты собственных наблюдений и достижения современной ему биологии и селекционной практики, вскрыл основные факторы эволюции органического мира. В книге "Происхождение человека и половой отбор" (1871) обосновал гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка.

Декарт Рене (1596–1650) – французский философ, математик, физик и физиолог, дуалист. Атрибутом идеального считал мышление, а атрибутом материального – протяженность. По мнению Декарта, тело действует по принципу рефлекса. Все функционирование организма человека и животного определяется движением "животных духов".

Демокрит (акме – ок. 420 до н.э.) – древнегреческий философ, один из основателей античной атомистики. По Демокриту, существуют только атомы и пустота. Атомы – неделимые материальные элементы (геометрические тела, "фигуры"), вечные, неразрушимые, непроницаемые, различаются формой, положением в пустоте, величиной; движутся в различных направлениях, из их "вихря" образуются как отдельные тела, так и все бесчисленные миры.

Джеймс Вильям (1842–1910) – американский философ и психолог, основатель прагматизма. Автор двухтомного труда "Принципы психологии" (1890). Сознание, по Джеймсу, – это слитный, недифференцированный поток мыслей, непосредственных ощущений и впечатлений (stream of thought). Джеймс создал периферическую теорию эмоций, трактующую эмоциональные переживания как результат интерпретации физиологических изменений в организме.

Дильтей Вильгельм (1833–1911) – немецкий историк культуры и философ, ведущий представитель философии жизни, основатель философской герменевтики, духовно-исторической школы в литературоведении. Развил учение о понимании как специфическом методе наук о духе (в отличие от наук о природе), интуитивном постижении духовной целостности личности и культуры.

Дункер Карл (1903–1940) – немецкий психолог, исследовал своеобразие творческого мышления, используя метод рассуждения вслух.

Жане Пьер (1859–1947) – французский психолог и психопатолог, разработал учение о культурной обусловленности психических процессов.

Зейгарник Блюма Вульфовна (1900–1988) – советский психолог, начинала свою научную деятельность под руководством берлинского психолога Курта Левина, один из основателей факультета психологии МГУ, создала новую научную область – экспериментальную патопсихологию.

Зимбардо Филипп (р. 1933) – американский психолог, специалист в области социальной психологии, широко известны его работы по исследованию застенчивости.

Зинченко Петр Иванович (1903–1969) – советский психолог, утверждал, что основная форма непроизвольного запоминания является продуктом целенаправленной деятельности, не мнемической по своему характеру.

Иванников Вячеслав Андреевич (р. 1940) – российский психолог, специалист в области психологии воли.

Изард Кэролл Е. (р. 1923) – исследователь эмоциональных процессов, предложил перечень из десяти фундаментальных эмоций: интерес – возбуждение, удовольствие – радость, удивление, горе – страдание, гнев – ярость, отвращение – омерзение, презрение – пренебрежение, страх – ужас, стыд – застенчивость, вина – раскаяние.

Канеман Дэвид (р. 1934) – американский психолог, лауреат Нобелевской премии (2002). Создатель ресурсной теории внимания. В последние годы занимается проблемами принятия решений.

Кедров Бонифатий Михайлович (1903–1985) – философ, химик, историк науки, основные труды по материалистической диалектике, философским вопросам естествознания, науковедению, классификации наук.

Келер Вольфганг (1887–1967) – немецкий психолог, один из лидеров гештальтпсихологии, в опытах над высшими приматами экспериментально показал роль инсайта как принципа решения задач.

Келли Джорж Александр (1905–1966) – американский психолог, автор концепции "личностных конструктов", согласно которой человек действует как "исследователь", строящий свой образ реальности посредством индивидуальной системы категориальных шкал – личностных конструктов.

Коффка Курт (1886–1941) – немецко-американский психолог, один из основателей гештальтпсихологии.

Крейк Фергюс (р. 1935) – канадский психолог и психофизиолог, совместно с Р. Локхардом создал теорию поэтапной переработки информации.

Кречмер Эрнст (1888–1964) – немецкий психиатр и психолог, разрабатывал учение о связи основных типов конституционного телосложения с определенными типами темперамента.

Кун Томас (1922–1996) – американский физик, философ и историк науки. Выдвинул концепцию научных революций как смены парадигм – исходных концептуальных схем, способов постановки проблем и методов исследования, господствующих в науке определенного исторического периода. Основной труд – "Структура научных революций".

Кэннон Уолтер (1871 –1945) – американский физиолог, автор таламической теории эмоций, согласно которой вегетативные изменения в организме сопровождают развитие эмоциональных состояний, поскольку они биологически целесообразны. Ситуация, вызывающая эмоции, несет в себе определенный "призыв" к совершению действия, а телесные изменения служат настройке организма на эффективную реакцию. По мнению Кэннона, вегетативные изменения соседствуют с субъективным переживанием, но не вызывают его.

Кэттел Р. Б. (1905–1998) – американский психолог, автор факторной модели личности (16 PF Кеттела).

Ланге Николай Николаевич (1858–1921) – русский психолог. Создал одну из первых в России экспериментальных психологических лабораторий, разработал моторную теорию внимания.

Леви-Брюль Люсьен (1857–1939) – французский этнограф и психолог. Создал теорию господства "пралогического мышления" в первобытную эпоху.

Левин Курт (1890–1947) – немецко-американский психолог, разработал концепцию личности, в основе которой – понятие "поля" (заимствованное из физики) как единства личности и ее окружения. Один из основоположников экспериментального исследования мотивации и психологии групп (так называемой групповой динамики).

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646–1716) – немецкий философ, математик, физик, языковед. Реальный мир, по Лейбницу, состоит из бесчисленных психических деятельных субстанций – монад, находящихся между собой в отношении предустановленной гармонии. В духе рационализма развил учение о прирожденной способности ума к познанию высших категорий бытия и всеобщих и необходимых истин логики и математики.

Леонтьев Алексей Николаевич (1903–1979) – советский психолог, выдвинул общепсихологическую теорию деятельности. На основе предложенной схемы структуры деятельности изучался широкий круг психических функций (восприятие, мышление, память, внимание), производилось исследование сознания и личности. Концепция деятельности Леонтьева получила развитие в различных отраслях психологии (общей, детской, педагогической, медицинской, социальной).

Локк Джон (1632–1704) – английский философ, основатель либерализма. В "Опыте о человеческом разумении" (1689) разработал эмпирическую теорию познания. Отвергая существование врожденных идей, утверждал: все человеческое знание проистекает из опыта. Развил учение о первичных и вторичных качествах и теорию образования общих идей (абстракций).

Локхард Роберт – канадский психолог, совместно с Крейком сформулировал теорию уровней переработки информации психикой человека, в которой центральным фактором является "глубина" переработки, зависящая от типа задачи, решаемой субъектом.

Лоренц Конрад (1903–1989) – австрийский зоолог, один из создателей этологии. Разработал учение об инстинктивном поведении животных и его развитии в онто- и филогенезе (совместно с Н. Тинбергеном); в некоторых трудах распространял биологические закономерности поведения животных на человеческое общество. Лауреат Нобелевской премии (1973, совместно с Н. Тинбергеном и К . Фришем).

Лурия Александр Романович (1902–1977) – советский психолог, один из основателей нейропсихологии, создал теорию системной динамической

локализации высших психических функций, исследовал нарушения высших психических функций при локальных поражениях мозга.

Макдауголл Вильям (1871 –1938) – американский психолог, понимал потребности как инстинктоподобные готовые способы реагирования, автор "термической" концепции, согласно которой инстинктивное стремление к цели изначально заложено в природе живого.

Марк Туллий Цицерон (106–43 до н.э.) в работе "Об ораторе" детально разработал систему мнемотехники, основанную на методе "мест и образов".

Маслоу Абрахам (1908–1970) – американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии. Создал иерархическую модель потребностей человека. В иерархии потребностей высшее место отводил потребностям в самоактуализации личности.

Милграм Стэнли (1933–1984) – американский социальный психолог, разрабатывал проблематику подчинения.

Миллер Джорж (1928–1989) – американский психолог, один из основателей когнитивной психологии.

Морено Джекоб (1892–1974) – американский социальный психолог, создатель методов социометрии и психодрамы.

Мориц Карл Филипп (1756–1793) – немецкий ученый и писатель. Разработал одну из первых программ психологии.

Московичи Серж (р. 1925) – французский социальный психолог, специалист в области теории социальных представлений.

Мюллер Иоганнес Петер (1801–1858) – немецкий естествоиспытатель и физиолог, занимался проблемами физиологии центральной нервной системы и органов чувств, выдвинул гипотезу "специфических энергий органов чувств". Суть этой гипотезы состоит в том, что ощущения не отражают реальных свойств раздражителя, а лишь сигнализируют о состоянии наших анализаторов.

Мюррей Генри (1893–1988) – Сверх-Я формируется не только в раннем детстве под воздействием родительских наказаний, а продолжает развиваться в течение всей жизни, интегрируя опыт взаимодействия со многими людьми и ситуациями. Мюррей также считал, что далеко не все поведение носит защитный характер, и в отсутствие конфликта функцией Эго становится рациональное мышление и точное восприятие. Таким образом он зафиксировал когнитивный характер Эго, что, по существу, вводит в систему мотивационного ядра личности еще одну потребность – потребность в бескорыстном познании.

Найссер Ульрик (1928–2012) – американский психолог, один из создателей когнитивной психологии, разработчик экологического подхода в психологии.

Норман Дональд (р. 1935) – американский психолог, представитель когнитивного направления в психологии, специалист в области памяти, внимания и мышления.

Оллпорт Генри (1897–1967) – американский психолог, инициатор системного подхода к изучению личности, для описания личности вводит специальный термин "проприум". В проприум входят только субъективно значимые аспекты жизненного опыта человека.

Павлов Иван Петрович (1849–1936) – российский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности. За труды по физиологии кровообращения и пищеварения удостоен Нобелевской премии (1904). С помощью разработанного им метода формирования условных рефлексов установил, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга.

Пенфилд Уайлдер Грейве (1891–1976) – канадский нейрохирург, один из основоположников современной нейрохирургии. Труды по локализации функций, диагностике, лечению (в том числе хирургическому) эпилепсии, опухолей головного мозга.

Петренко Виктор Федорович (р. 1948) – российский психолог, один из лидеров нового направления в отечественной психологии – "экспериментальной психосемантики", теоретические основания которой лежат в рамках школы Л. С. Выготского.

Пиаже Жан (1896–1980) – швейцарский психолог, выдвинул концепцию стадиального развития когнитивный функций ребенка. Создатель эпистемологии.

Пифагор (570–500 до н.э.) – древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма, математик. Пифагору приписывается изучение свойств целых чисел и пропорций, доказательство теоремы Пифагора и др.

Платон (428–348 до н.э.) – древнегреческий философ. Познание, по Платону, есть анамнесис – воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом.

Плотин (204–270) – древнегреческий философ. В системе Плотина путь человеческой души – восхождение от чувственного мира к слиянию с Единым в экстазе.

Поппер Карл Раймунд (1902–1994) – философ, логик и социолог. Свою философскую концепцию – критический рационализм, теорию роста научного знания – построил как антитезу неопозитивизму. Выдвинул принцип фальсифицируемости (опровержимости), служащий критерием демаркации между наукой и "метафизикой".

Райков Владимир Леонидович (1932–2007) – российский психолог, гипнолог.

Рибо Теодюль Арман (1839–1916) – французский психолог и психопатолог, родоначальник экспериментальных исследований высших психических процессов: памяти, произвольного внимания, чувств и др.

Роджерс Карл Рэнсом (1902–1987) – американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии, разработал систему психотерапии "центрированной на клиенте".

Рубинштейн Сергей Леонидович (1889–1960) – советский психолог и философ. Область научных интересов – теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций, темперамента, способностей. Одним из первых отечественных психологов сформулировал принцип единства сознания и деятельности – центральный в теории деятельностного подхода в психологии, разработал принцип детерминизма ("внешние причины действуют через внутренние условия"), создал концепцию психического как процесса, автор одного из лучших отечественных учебников по общей психологии – "Основы общей психологии".

Саймон Герберт (1916–2001) – американский экономист и социолог. Исследования в области теории управления, принятие решений, моделирования социальных процессов. Лауреат Нобелевской премии (1978).

Селье Ганс (1907–1982) – канадский ученый, сформулировал концепцию стресса, ввел понятия адаптационного синдрома, болезней адаптации и др.

Симонид Кеосский (V в. до н.э.) – древнегреческий поэт, изобретатель первой известной в европейской мысли мнемотехники – метода мест

Симонов Павел Васильевич (р. 1926) – российский физиолог, создатель информационной теории эмоций.

Скиннер Беррес Фредерик (1904–1990) – американский психолог, один из крупных представителей современного бихевиоризма. Выдвинул концепцию "оперантного", подкрепляемого научения. Выступал с проектами переустройства общества.

Смирнов Анатолий Александрович (1894–1980) – советский психолог, показал зависимость продуктивности непроизвольного запоминания от места запоминаемого в структуре деятельности.

Сократ (470–399 до н.э.) – древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов – так называемого сократического метода.

Софисты (V–IV вв. до н.э.) – профессиональные учителя философии и красноречия (Протагор, Горгий, Гиппий и др.). Для софитов характерно перемещение интересов от поисков абсолютной истины о космосе и бытии к выработке прагматических рецептов поведения человека "без предрассудков" в обществе.

Сперлинг Джордж (р. 1916) – американский психолог, экспериментально обосновал модель сенсорного регистра как подструктуры в системе памяти.

Спиноза Бенедикт (1632–1677) – нидерландский философ, пантеист. Мир, по Спинозе, – закономерная система, которая до конца может быть познана геометрическим методом. Человек – часть природы, душа его – модус мышления, тело – модус протяжения. Воля совпадает с разумом, все действия человека включены в цепь универсальной мировой детерминации. Решает психофизиологическую проблему в духе единства.

Стернберг Саул (р. 1933) – автор так называемой исследовательской парадигмы Стернберга, основанной на допущении о том, что любой психический процесс требует времени и судить о его наличии возможно по времени реакции.

Теплов Борис Михайлович (1896–1965) – советский психолог, специалист в области психологии индивидуальных различий, разработал психологическую концепцию способностей.

Тинберген Николас (1907–1988) – нидерландский этолог и зоопсихолог. Разработал (совместно с К. Лоренцем) учение об инстинктивном поведении животных и его развитии в онто- и филогенезе. Лауреат Нобелевской премии (1973, совместно с К. Лоренцем и К. Фришем).

Титченер Эдуард Брэдфорд (1867–1927) – американский психолог, представитель интроспективной психологии, противопоставил "наивному" обыденному самонаблюдению "аналитическую интроспекцию".

Тихомиров Олег Константинович (1933–2001) – российский психолог, автор смысловой теории мышления, работал в области психологии творчества, проблем целеобразования и взаимодействия человека и компьютера, методологии и истории общей психологии.

Толмен Эдуард Чейс (1886–1959) – американский психолог, ввел посредствующее звено "промежуточные переменные" в схему бихевиоризма "стимул – реакция".

Торндайк Эдуард (1874–1949) – американский психолог, разработал методику исследования поведения животных при помощи "проблемных клеток" (клеток с секретом, механизм которого должно "открыть" само животное), сформулировал закон эффекта.

Трейсман Анна (р. 1935) – американский психолог, автор модели поэтапной переработки информации в психике человека, модели аттенюатора в системе внимания, модели множественной и гибкой селекции.

Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886/87–1950) – психолог и философ. Труды по психологии мышления, речи, восприятия и др. Созданная Узнадзе концепция установки и экспериментальные исследования в этой области положили начало школе установки в советской психологии.

Уотсон Джон Бродес (1878–1958) – американский психолог, основоположник бихевиоризма. Противопоставил интроспективной психологии программу перестройки психологии на базе объективных методов. Отождествляя поведение с системой видимых и скрытых моторных реакций, ограничивал его изучение исследовательской схемой "стимул – реакция". Основной задачей психологии считал анализ процессов научения.

Фабри Курт Эрнестович (1923–1990) – советский зоопсихолог, этолог, основная тематика его работ – онтогенез поведения и психики животных, эволюция психики, психическая деятельность приматов, отологические и биопсихологическис предпосылки антропогенеза.

Фестингер Леон (1919–1989) – автор концепции когнитивного диссонанаса.

Фехнер Густав Теодор (1801–1887)– немецкий физик, психолог, философ-идеалист, сторонник панпсихизма и психофизического параллелизма. Основатель психофизики (закон Вебера – Фехнера о зависимости между ощущениями и раздражителями), способствовал внедрению экспериментально-математических методов в психологию, а также в эстетику.

Фома Аквинский (1225–1274) – философ и теолог, систематизатор схоластики на базе христианского аристотелизма. Сформулировал пять доказательств бытия бога.

Франкл Виктор (1905–1997) – австрийский психолог, создатель концепции логотерапии, призванной помочь клиенту в поисках смысла жизни.

Фрейд Анна (1895–1982) – психоаналитик, дочь 3. Фрейда, разработала теорию психологической защиты, создала детский психоанализ.

Фрейд Зигмунд (1856–1939) – австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа. Считал бессознательные влечения основной детерминантой психической жизни человека. Создал структурную модель психики, включающую в себя три "инстанции": Эго, Супер-эго и Оно, теорию психосексуального развития личности.

Фромм Эрих (1900–1980) – немецко-американский философ, психолог и социолог, представитель неофрейдизма. Опираясь на идеи психоанализа, экзистенциализма и марксизма, стремился разрешить основные противоречия человеческого существования – между эгоизмом и альтруизмом, обладанием и бытием, негативной "свободой от" и позитивной "свободой для". Пути выхода из кризиса современной цивилизации видел в создании "здорового общества", восстановлении гармонии между индивидом и природой, личностью и обществом.

Хомский Аврам Ноэм (р. 1928) – американский языковед. Основоположник теории порождающей (генеративной) грамматики, теории формальных языков как раздела математической логики.

Хорни Карен (1885–1952) – американский психолог, представитель неопсихоанализа, основу мотивации человека усматривала в "базальной тревоге", которую переживает ребенок, столкнувшись с потенциально враждебным миром.

Хьюбел Дэвид Хантер (р. 1926) – американский врач, нейрофизиолог. Основные работы в области нейрофизиологии зрения. Совместно с Т. Визелом раскрыл принципы переработки информации в нейронных структурах мозга, воспринимающих внешние сигналы. Лауреат Нобелевской премии (1981, совместно с Т. Визелом).

Шелдон Вильям (1899–1977) – американский психолог, отталкиваясь от концепции Кречмера, разработал гораздо более тонкие процедуры описания соматических типов человека и соответствующих им типов темперамента.

Шеррингтон Чарлз Скотт (1857–1952) – английский физиолог, автор фундаментальных открытий в области нейрофизиологии, создал учение о рецептивных полях. Разработал концепцию интегративной деятельности нервной системы. Лауреат Нобелевской премии (1932, совместно с Э. Д. Эдрианом).

Эббингауз Герман (1850–1909) – немецкий психолог, представитель ассоциативной психологии. Положил начало экспериментальным исследованиям памяти.

Эльконин Даниил Борисович (1904–1984) – советский психолог, его работы посвящены проблемам теории и истории детства, его периодизации, психического развития детей разных возрастов, психологии игровой и учебной деятельности, психодиагностики, а также вопросам развития речи ребенка и обучения детей чтению.

Эпикур (342–270 до н.э.) древнегреческий философ. Девиз Эпикура – живи уединенно. Цель жизни – отсутствие страданий, здоровье тела и состояние безмятежности духа (атараксия); познание природы освобождает от страха смерти, суеверий и религии вообще.

Эриксон Эрик (1902–1994) – американский психолог, создатель эпигенетической концепции развития личности. Развитие личности, по Эриксону, включает в себя восемь стадий, важнейшей из которых является стадия "достижение идентичности – смешение ролей".

Юнг Карл Густав (1875–1961) – швейцарский психолог и философ, основатель "аналитической психологии". Развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого (архетипах) видел источник общечеловеческой символики. Оказал влияние на культурологию, сравнительное религиоведение и мифологию.

Юнг Томас (1773–1829) – английский ученый, один из основоположников волновой теории света. Объяснил аккомодацию глаза, разработал трихроматическую теорию цветного зрения.