Илья Римский-Корсаков

Одним из таких исследований в последней четверти XVII столетия стала "Генеалогия явленной от Сотворения мира фамилии, несравненнаго древностию времени роду... Корсаков- Римских". Ее автор Илья Александрович Римский-Корсаков (1630-е — 1701) — яркий представитель мыслящей, образованной, социально активной русской интеллигенции своего времени.

По богатству содержания труд И. А. Римского-Корсакова вышел далеко за рамки обычных родословных росписей и является выдающимся памятником отечественной исторической мысли. Поражает масштаб замысла этого сочинения. Автор считает, что все люди ведут свой род от Адама и Евы, т.е. равны по своей природе. Но далеко не каждый может проследить свой род от прародителей человечества, поскольку редко у кого все предки были достойны воспоминания. Генеалогия решает эту задачу, возводя род Римских-Корсаковых сквозь века к Адаму. Впрочем, собственно Римские-Корсаковы появляются в повествовании лишь на заключительном этапе. Главное внимание автор сосредоточил па античном этапе человеческой истории. Любопытно, что уже в Предисловии сформулированы требования к историческому повествованию. Не только авторские суждения, но и все приводимые факты должны быть достоверны, основаны на сообщениях источников, причем различных. Строгий подход к источниковой базе характеризует и другие сочинения Римского-Корсакова.

Оставив в начале 1660-х гг. придворную службу, он принял постриг в Крестомаровской пустыне Нижегородского уезда (в монашестве — Игнатий). В июне 1667 г. Римский-Корсаков сделал вклад в книжное собрание пустыни — большой сборник тщательно написанных, отредактированных и снабженных примечаниями переводов греческих житий. В том же году он посвятил игумену Павлу (Маровскому) переписанный и отредактированный им текст скитского патерика (в двух частях). Очередной работой стал Крестомаровский синодик. В нем дворянские роды (в том числе и самого автора) подчеркнуто перемешаны с родами "черных людей", о которых составитель пишет с большим уважением.

Немногие известные рукописи Римского-Корсакова этого времени свидетельствуют о разносторонности и глубине его внутренней культуры. В 1673 г., выполняя задание правительства, он призвал запорожских казаков к борьбе с османокрымскими полчищами. "Слово к православному и христо- именитому запорожскому воинству, внегда принесенной быти всечестней иконе... в благочестивый полки их, противу нечестивым турком и татаром" — яркий памятник русскою ораторского искусства и политической публицистики. В нем Римский-Корсаков подчеркивал, что противник могуч, но единодушие российских воинов поможет им превзойти славнейшие в истории подвиги. Только те, что идут на врага "единым сердцем, единою душею", могут сокрушить "лютая оружия сопрогиниых", освободить всех "немощных" братьев на землях Европы, "яже от благочестивых царей злочестивий врази неправедно восхи- тиша", победить в великой борьбе за объединение всех православных земель под крыльями российского двуглавого орла.

Весной 1675 г. Римский-Корсаков вернулся в пустынь. От этого времени до нас дошел написанный им Торжественник, при составлении которого автор использовал не только русское летосчисление (от "сотворения мира"), по и даты от Рождества Христова. Через год публицист сменил тихую обитель на Соловецкий монастырь, где получил должность экклссиарха (церковного уставщика). В июле 1680 г. Римского-Корсакова призвали в Москву возглавить подворье Соловецкого монастыря. Через три года он назначается архимандритом престижного Спасо-Ярославского монастыря, в 1684 г. — архимандритом царского родового монастыря Спаса на Новом (Москва).

В 1687 г. Римский-Корсаков участвует в острой политической полемике, развернувшейся против Крымских походов. В "Слове благочестивому и христолюбивому российскому воинству... идущему, с Божиею помощию, в защищение святых церквей и всего православия на сопротивные агаряны" он обратился к историческим корням подвига во имя России. Используя материал отечественной историографии, Римский-Корсаков рассказал о "дивной и мужественной храбрости" русских воинов в многовековой борьбе с кочевниками, призвал ратоборцев не посрамить славы "прежде храбрствовавших". "Слово благочестивому и христолюбивому российскому воинству" исторически обосновывало освободительную миссию России, призванной прийти на помощь европейским народам. Автор доказывал, что Российское царство является преемником Восточной Римской империи, говорил о долге русского воина перед угнетенными славянскими братьями, неизбежности решительной битвы с "варварскими языки, брани хотящими", которые наше государство "уничижают и бесчествуют". На полях экземпляра "Слова благочестивому и христолюбивому российскому воинству", врученного автором царевне Софье Алексеевне, проставлены ссылки на источники. Все библейские тексты переведены па русский язык с греческими параллелями. Автор нашел и унифицированную форму точных ссылок на Степенную книгу.

После свержения правительства Софьи Алексеевны Римский-Корсаков продолжал отстаивать необходимость борьбы с османско-крымской агрессией. В начале 1690 г. он вручил царям Ивану и Петру "Слово избранно от божественных писаний и от повестей отеческих о Российском царствии" (известное в литературе как "Историческое известие о российском царстве"). Воздав хвалу двум царям, Римский-Корсаков вновь обратился к русской истории. Он показал значение мечты русских людей об окончательной победе над кровожадными ордами, мечты, способствовавшей возвышению Русского государства. Автор справедливо утверждал, что главная опасность исходит не от вассального Крымского ханства, а от его хозяина — Османской империи. Приведя "свидетельства" богословской литературы и даже тайные сведения из-за османской границы, Римский-Корсаков утверждал необходимость России в союзе с другими членами Священной лиги (Австрия, Венеция, Речь Посполитая) нанести смертельный удар агрессору, освободить Европу от страшной опасности. Острая публицистичность "Слова избранно...", как обычно, сопровождалась тщательностью в работе с источниками, точными цитатами, ссылками и пояснениями.

В 1692 г. Римский-Корсаков стал митрополитом Сибирским и Тобольским. Наряду с церковно-административной деятельностью он продолжал работать как историк. Три его окружных послания против раскольников составили солидную книгу, в которой рассматривались история религиозного инакомыслия в России и распространение взглядов расколо- учитслей в Сибири. В этой работе историк-публицист также разрабатывал приемы анализа источников, используя свои генеалогические знания.

Создававшийся под руководством митрополита летописный свод, прославлявший героическую борьбу Руси с "бусур- манами", был дополнен составленной К. Истоминым "книжицей" о победах русской армии в Азовских походах. Автор "Скифской истории" разделял взгляды Римского-Корсакова па историю и насущные задачи внешней политики России.