Иерархическая лестница целей

В процессе целеполагания происходит "рассеивание целей", что рождает проблему их "собираемости" вокруг главной цели. Для ее решения формируется иерархическая лестница целей, или древо целей. Формирование древа целей осуществляется по принципу "от общего к частному". Вершина древа указывает на главную цель. От нее расходятся подцели второго и третьего уровней.

Особое значение в системе целеполагания занимают стратегические цели системы российского образования, они являются определяющими для всех остальных. Любая социальная система, в том числе и школа, без определения стратегических целей лишается перспектив развития, не реализует своих функций в обществе.

Стратегическое целеполагание является основой построения методики обучения русском)' языку в начальных классах. При определении цели указывается, ПОЧЕМУ удастся достичь результатов в обучении младших школьников русскому языку, КАК достичь, главное при определении цели — ЧТО удается достичь и КОГДА. Сказанное свидетельствует, что цели обучения младших школьников русскому языку разделяются на главную цель (генеральную) — это цель курса "Русский язык", подцели второго уровня — это могут быть цели раздела курса, подцели третьего уровня — это могут быть цели темы или урока.

Выделяют специальные и общепредметные цели. Специальные цели вытекают из особенностей обучения учащихся русскому языку. Их условно можно разделить на две группы — познавательные и практические. Между ними существует тесная взаимосвязь: познавательные ведут к реализации практических целей; и наоборот, практические цели определяют ОГЛАВЛЕНИЕ познавательных. К познавательным целям относят вооружение учащихся знаниями о языке и речи (в настоящее время это рассматривается как языковая компетентность), формирование у школьников лингвистического мировоззрения или лингвистической картины мира; к практическим — формирование орфографических и пунктуационных умений, развитие речи учащихся, вооружение учащихся нормами литературного языка.

Общепредметные цели обучения русскому языку реализуются всеми школьными дисциплинами. К перечню общепредметных целей обучения русскому языку относятся: развитие психических процессов (внимания, мышления, памяти, воображения), нравственное и эстетическое воспитание учащихся, интеллектуальное и эмоциональное развитие.

В настоящее время в федеральном базовом компоненте образования и объяснительных записках к программе по русскому языку появилось понятие "компетенция" применительно к целям обучения. Оно указывает на обобщенные структуры содержания обучения русскому языку. С этих позиций научить языку означает сформировать компетенции — языковую, лингвистическую, правописную, коммуникативную.

Под языковой компетенцией понимается владение системой языка. Младшие школьники уже в достаточной мере овладели языком, поэтому формирование языковой компетенции подразумевает расширение словарного запаса; усвоение фонетических, словообразовательных, морфологических и синтаксических литературных норм; обогащение грамматического строя речи более совершенными синтаксическими конструкциями. Лингвистическая компетенция включает в себя знание основ науки о русском языке, усвоение лингвистических понятий разных уровней системы языка (фонетики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии, лексики), элементарные представления о роли и месте языка в жизни человека. Правописная компетенция связана со знанием системы орфографических и пунктуационных понятий, а также овладением системой правописных умений, обеспечивающих уровень относительной орфографической и пунктуационной грамотности. Коммуникативная компетенция определяется владением всеми видами речевой деятельности, культурой речевого поведения.

При определении и уточнении целей проводится тщательный анализ системы преподавания, состояния обученность класса, потенциальных возможностей учебно-методического комплекса (УМК) по русскому языку, наличия всевозможных ресурсов и др.