Идейные предшественники христианства

Сравнительная история религиозных учений свидетельствует о том, что христианство при своем возникновении усвоило и переосмыслило предшествующие идейные течения, такие как иудаизм, митраизм, древние восточные религии, распространенные философские воззрения. Это усвоение, однако, отнюдь не превращало сто в конгломерат разрозненных представлений. Оно обогащало и цементировало новую религию, превращало ее в мощную культурно-интел" лектуальную силу, способную противопоставить себя всем национально-этническим культурам и превратиться в массовое наднациональное движение.

В христианстве были переосмыслены такие идеи иудаизма, как монотеизм, мессианство, эсхатология, хилиазм. Интерпретируя библейские ветхозаветные тексты, богословы разработали христианские представления о провиденциализме, креационизме, трансцендентности и непостижимости Бога, благодати, избранничестве и др.

Существенное влияние на становление христианского мировоззрения оказала античная философская традиция. В философских системах стоиков, неопифагорейцев, Платона и неоплатоников, частично в аристотелизме были выработаны мыслительные конструкции, понятия и термины, переосмысленные в новозаветных текстах, в трудах богословов.

Особенно заметное влияние на основы христианского вероучения оказали неоплатонизм Филона Александрийского (ок. 25 г. до н.э. – ок. 50 г.) и нравственное учение римского стоика Сенеки (ок. 4 г. до н.э. – 65 г.).

Филон был выразителем наследия еврейской диаспоры, он создал систему библейской герменевтики, влияние которой продержалось многие столетия. Филон соединил понятие Логоса в библейской и в эллинистической традициях. У Филона теология скрепляет начала логики, космологии, этики и эстетики. Бога он называет "красотой", "солнцем", "Создателем" и "Отцом всего сущего", при этом отрицая пантеистические посылки. Бог несопоставим ни с каким бытием.

На вопрос о связи Бога и мира Филон отвечает учением о посреднике, образующем идеальный план этого мира, который реализуется в материи как "низшей субстанции". Таким посредником является Слово, иногда наделяемое и личностными чертами. Логос есть совокупность Божественных сил (энергий), которыми зиждется мир. Как солнце пронизывает воздух лучами, так и Логос – человеческие умы-логосы. Вследствие этого Бог постижим, но лишь с обращенной к миру "логосной" стороны. В собственном смысле Он неисчерпаем.

Учение Филона о прирожденной греховности всех людей, о покаянии, о Сущем как первоначале мира, об экстазе как средстве приближения к Богу, о логосах-ангелах, среди которых Сын Божий – высший Логос, стало одной из идейных предпосылок для христианских представлений об иерархии духовных начал, оказало заметное влияние на формирование христианства.

Нравственное учение христианства близко к взглядам Луция Аннея Сенеки. Главным для всякого человека Сенека считал достижение свободы духа посредством осознания божественной необходимости. Только повиновение судьбе порождает невозмутимость духа, совесть, нравственные нормы. Утверждение нравственных ценностей зависит не от государственных требований, а всецело от общительности, под которой Сенека понимает признание единства человеческой природы, взаимную любовь, всеобщее сострадание, заботу каждого человека о других, ему подобных, независимо от социального положения. Сенека в качестве нравственного императива признал "золотое правило морали".

Христианству были созвучны установки Сенеки: о скоротечности и обманчивости чувственных удовольствий, забота о других людях, самоограничение в пользовании материальными благами, недопущение разгула страстей, гибельных для общества и человека, скромность и умеренность в повседневной жизни, принципы индивидуальной этики. Личное спасение предполагает строгую оценку собственной жизни, самоусовершенствование, обретение божественного милосердия.