Идея "вечного мира" И. Канта п... международная торговля как ее основа

Идеей не просто общеевропейского, но мирового объединения государств проникнут, между прочим, широко известный трактат И. Канта "К вечному миру". Философ предложил заключить всеобщий международный договор, предполагающий нс просто отказ от применения военной силы для разрешения международных конфликтов, не просто мирное сосуществование европейских государств, но их сосуществование в рамках единого наднационального образования. "...Международное право должно быть основано на федерализме свободных государств. ...Должен существовать особого рода союз, который можно назвать союзом мира (foedus pacificum) и который отличался бы от мирного договора (pactum pacis) тем, что последний стремится положить конец лишь одной войне, тогда как первый – всем войнам, и навсегда. Этот союз имеет целью не приобретение власти государства, а исключительно лишь поддержание и обеспечение свободы государства для пего самого и в то же время для других союзных государств, причем это не создает для них необходимости (подобно людям в естественном состоянии) подчиниться публичным законам и их принуждению. Можно показать осуществимость (объективную реальность) этой идеи федерации, которая должна постепенно охватить все государства и привести таким образом к вечному миру"[1].

Каким же образом философ предполагал "показать" осуществимость этой реальности? На чем она могла бы основываться, если самый исторический опыт свидетельствует, казалось бы, об обратном, если, по словам того же И. Канта, "природа хочет по-другому", разделяя и противопоставляя людей, народы и государства? Дело в том, что наряду с факторами разъединяющими существуют и факторы противоположного свойства. И это отнюдь не соображения философа об основаниях равного права всякого и каждого человека на весь мир (права всемирного гражданства) и не об общем росте культурного уровня человечества, как может показаться на первый взгляд, но чисто объективный эгоистический интерес – стремление к обогащению. "...Природа, с одной стороны, мудро разделяет народы, которые воля каждого государства на основе самого международного нрава охотно подчинила бы своей или силой, так, с другой стороны, она соединяет через взаимный корыстолюбивый интерес те народы, которых понятие права всемирного гражданства не оградило бы от насилия и войны. Дух торговли, который рано или поздно овладевает каждым народом, – вот что несовместимо с войной. Дело в том, что из всех сил (средств), подчиненных государственной власти, сила денег, пожалуй, самая надежная, и потому государства вынуждены (конечно, не по моральным побуждениям) содействовать благородному миру и повсюду, где существует угроза войны, предотвращать ее своим посредничеством, как если бы они находились с этой целью в постоянном союзе; ведь большие союзы, заключенные для войны, могут по самой своей природе крайне редко осуществляться и сщс реже быть удачными. – Именно таким способом самим устройством человеческих склонностей природа гарантирует вечный мир, но, конечно, с надежностью, недостаточной, чтобы (теоретически) предсказать время его наступления, но тем не менее практически достижимой и обязывающей нас добиваться этой (не столь уж призрачной) цели"[2].

Вот оно, оказывается, как! Не военная сила, не противостояние общему врагу, не общефилософские и даже не социально-культурные соображения, а международная торговля – вот залог "вечного мира", отправная точка (причина) создания и основа существования наднационального государственного образования общеевропейского, а затем и мирового масштаба – по И. Канту. Позднее именно эти соображения (правда, уже не в чисто философской трактовке И. Канта, а в виде теории сравнительных преимуществ Д. Рикардо) будут положены в основу создания Международной, а позднее – Всемирной торговой организации (см. § 4 Лекции 2 и ниже (§ 2 Лекции 24)). События начала 2014 г., повлекшие выход автономной республики Крым из состава Украины и вступление ее в состав Российской Федерации с последовавшими за ними так называемыми экономическими санкциями против России со стороны США и стран ЕС, позволяют нам убеждаться в справедливости кантовских выводов, что называется, воочию.