Идея системы и системный подход

Будучи порождением XX столетия, системный подход тем не менее может рассматриваться как следствие углубленного анализа традиционной диалектической проблематики, связанной с категориями целого и его частей, их соотношениями.

Отношение целого и части

Целое представляет собой такое единство своих частей, которое обладает новыми качественными свойствами, никак не выводимыми из составляющих его частей. Возьмем молекулу воды. Это пример сравнительно простой системы. Сам по себе водород, два атома которого образуют эту систему, горит, а кислород, один атом которого входит в нес, поддерживает горение. Система же, образуемая из этих элементов, вызвала к жизни совсем иное, интегративное свойство: вода гасит огонь. Свойства организованного целого нельзя свести к механической сумме свойств его частей. Ноль сам по себе — ничто, а в составе целого числа его роль значительна. Утверждение, что атом водорода состоит из протона и электрона, строго говоря, неверно: тут допущена ошибка, похожая на ту, которая допускалась бы во фразе "Дом построен из сосен". Эта аналогия призвана образно подчеркнуть тот факт, что масса атома водорода строго уже не равна сумме масс протона и электрона — она несколько меньше: при "подгонке" протона и электрона в систему атома водорода "снята стружка" с массы элементов этой конструкции, которая в виде излучения уносится в пространство. Атомы всех химический элементов, образуя молекулы и входя в такие системы, как органы и другие структуры организма человека, обретают новые интегративные, т.е. зависящие от объемлющего их целого, свойства, которые поднимают структурную организацию материи на иной уровень.

Еще Сократ заметил, что лицо связывает в единое целое свои части: губы, рот, нос, глаза, уши, подбородок, щеки. И как бы ни различались по виду и функциям все части лица, и как бы ни были сходны, сами по себе они не образуют лица. Лицо есть нечто единое, целое; оно неразделимо и несводимо к тем частям, из которых состоит, без потери своей качественной определенности. Оно объединяет части, охватывает их все и образует уникальное целое, обладающее новыми интегративными свойствами. В двуполых биологических видах ни одна отдельная особь не может дать потомства без участия особи другого пола, и это не простая сумма ранее разрозненных свойств, а следствие их интегративного, целостного объединения.

Итак, целое — это сущность, которая не сводится к простой сумме составляющих ее частей. Целое устойчивее своих частей; по отношению к ним оно выступает в виде своего рода "каркаса", который обладает большой относительной устойчивостью. Это похоже на костер: дрова подкидываются, сгорают и улетучиваются, а пламя в целом остается. Однако и целое не вечно: будучи выражением момента относительной устойчивости бытия, оно не является вместе с тем абсолютно неизменной сущностью. Принцип развития как раз заключает в себе идею качественных сдвигов в области устойчивых целостных структур, в то время как текучесть частей целого, их материальная неустойчивость и постоянное изменение своего вещественного состава не являются атрибутами развития, но только показателями постоянно происходящих в природе изменений. Например, постоянная сменяемость материального состава одной и той же особи внутри биологического вида (т.е. смена частей целого) не ведет к биологическому развитию, однако возникновение нового типа организма вследствие адаптационных процессов и различных мутаций (т.е. изменение целого) является уже показателем развития, выражающегося в появлении нового биологического вида[1].

Однако не любое скопление явлений представляет собой целостность: где нет рождения нового интегративного качества, там нет целого, а есть лишь неупорядоченная и случайная сумма явлений, объединенных пространственным соположением (груда камней, толпа людей на улице). Внутри действительно целостных групп явлений существует своя градация степеней целостности, совпадающая с уровнями структурной организации материи, формами ее движения. Каждая вещь существует в силу определенного соотношения ей частей. Примером механического типа целостности является любая машина, часовой механизм. Это уже не просто неупорядоченная сумма частей: здесь заложен определенный принцип, и механизм действует согласно именно этому принципу, которому подчинена работа всех его частей. К механическому типу целостности относятся все природные системы, принципы которых изучаются механикой, например движение планет вокруг Солнца. Более высокими типами целостности являются сложно организованные физические структуры (например, атом, молекула, кристалл и др.), а также структуры химические, геологические, биологические и, наконец, социальные и духовные.

Каждая часть целого имеет значение и сама по себе, но главное для нее — это то, что она несет смысл целого. Разумеется, тут необходимо различать характер целостностей: одно дело, например, кристалл как целое, другое дело растение или животное, третье — человек или, далее, человечество и уж тем более мироздание. Тут должен быть учет особенностей всех этих образований под углом зрения категории части и целого.

Итак, понятие части выражает предмет не сам по себе, а лишь в его отношении к тому целому, составным компонентом которого он является, во что входит, в чем реализует свои потенции. Таким образом, категории целого и части соотносительны: они имеют смысл только в соотношении друг с другом, причем это соотношение носит характер одновременности, снимающей вопрос о предшествовании чего-либо — как частей, так и самого целого.

Теперь обратимся к характеру связи между целым и его частями, а также между частями внутри целого. Известно, что в системах действует принцип симметричной взаимозависимости, называемый в пауке принципом функциональной корреляции (соответствия). Согласно указанному принципу ни одна часть не может измениться без того, чтобы не изменились другие части, и это изменение носит синхронный характер. Действующая в системном целом обратная связь обеспечивает устойчивость целого в пределах данной качественной определенности. Наряду с корреляцией в системном целом действует также и субординационная связь, отражающая сложное внутреннее устройство системы, где одни части по своей значимости могут уступать другим и подчиняться им в общем деле сплочения всех элементов в единое целое. Выражая тип связи между сосуществующими в целом явлениями, корреляция и субординация отнюдь нс отрицают детерминизма вообще, а вместе с тем и генетического причинного детерминизма, который в данном случае выступает как опосредствованный иными системными принципами, в силу чего действие его может выражаться в форме коррелятивных зависимостей (вуалирующих причинную связь).

Познание частей и целого осуществляется одновременно. Выделяя части, мы сразу же познаем их не как обособленные явления, взятые сами по себе, а как части данного целого. С другой стороны, познавая целое, мы также сразу имеем в виду и его разделенность на части. Без частей нет целого, без целого пет частей; целое есть единораздельная цельность.

Исследуя какое-то целое, мы путем анализа выделяем в нем соответствующие части и выясняем характер их связи. В процессе вычленения частей целого необходимо осмысление предела, за которым мы имеем дело уже не с частью данного целого: здесь сама выделенная часть выступает в роли целого, по эта часть не есть часть первоначально мыслимого целого. Такое смещение предела лишь мешает пониманию сути мыслимого, уводя нас в "дурную бесконечность", что может вызвать лишь зевоту.

Однако недостаточно изучить части без их связи с целым: знающий только части еще нс знает целого. Так, отдельный кадр в кино можно понять по-настоящему лишь как элемент всей картины в целом. С другой стороны, обилие частностей может заслонить целое. Понимание предмета, в том числе его частей, неосуществимо, пока мы не охватим мысленным взором весь предмет и не поймем тот принцип, по которому осуществляется связь частей, так как целое нс получается простым складыванием. Здесь мы вплотную подходим к идее системы.

Понятие "система" известно с древности: это "составленное из многих частей, соединенное в одно целое"[2]. В XX веке системный подход обнаружил многочисленные применения как единая методологическая концепция во всевозможных задачах естествознания, техники, в гуманитарных науках. Поэтому возникли теории, уточняющие понятие системы, дающие ему формализованные определения. Смысл этих разнообразных определений состоит в следующем.

Система — это внутренне организованная целостность, в которой все элементы настолько тесно связаны друг с другом, что выступают по отношению к окружающим условиям и другим системам как нечто единое. Элемент системы — это минимальная единица в составе данного целого, выполняющая в нем определенную функцию. Способ организации и взаимодействия элементов системы таков, чтобы обеспечивать устойчивость системы при ее развитии. Строго говоря, все понятия системного подхода ориентированы прежде всего на момент стабильности, устойчивости и гармонического соответствия в явлениях действительности.

Системы могут быть простыми и сложными. Система, элементы которой сами рассматриваются как системы, является сложной. Системами являются и живой организм, и искусственное кибернетическое устройство, и общественная структура, и научная теория, и Вселенная, и атом. Элементы системы "живой организм" — его органы, ткани, клетки, субклеточные образования. Кровеносная система — пример подсистемы. Такой элемент организма, как, скажем митохондрия, сам представляет систему (это своего рода электростанции клетки[3]). Отдельные атомы, входящие в состав живого организма, уже не могут считаться его элементами как системы (потому что они не несут в нем как целом отдельных определенных функций): они по отдельности образуют самостоятельные системы (это отвечает пределу делимости целого на части).

Каждое явление входит в ту или иную систему, но не всякая совокупность явлений представляет собой систему. Например, любой взрослый человек входит в ту или иную системно организованную социальную группу, но совокупность зрителей на одном киносеансе системой не является.

Замечательно, что система может образовываться, функционировать и развиваться именно как совокупность разнородных и "противоположных" элементов, вступающих во взаимодействие, а вовсе не однотипных и похожих. Целое нуждается в разнородных элементах: иначе не получается связи. Элементы в составе системы должны дополнять друг друга, а не просто увеличивать свое число.