Идея развития и принцип историзма

Результатом применения принципа всеобщей связи и взаимодействия является такая специфическая и универсальная категория диалектики, как категория развития. В мире нет ничего окончательно завершенного: все находится в пути к иному; тот или иной тип связей и взаимодействий образует определенное направление этого пути — откуда и куда. Результат развития есть развернутая сущность того, что развивается. Так, эволюционное развитие — это постепенное развертывание завязи наличных потенций в их конечный результат, например, пшеничного зерна, брошенного в землю, — в спелый колос. Принцип движения бытия как способа его существования в совокупности с принципом всеобщей связи дает нам общую идею развития мира: изменение — это не обязательно движение вперед. По словам А. И. Герцена: "Жизнь природы — беспрерывное развитие, развитие отвлеченного простого, неполного, стихийного в конкретное полное, сложное, развитие зародыша расчленением всего, заключающегося в его понятии, и всегдашнее домогательство вести это развитие до возможно полного соответствия формы содержанию, это — диалектика физического мира".

Развитие есть необратимое, определенно направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к возникновению нового качества. Оно не тождественно простому механическому движению -будь то поступательное или цикличное движение вроде бесконечного качания маятника. Такое движение, не рождающее нового, тождественно неподвижности, стоянию. Развитие же есть жизненное, творческое понятие, как рост ребенка, рост листа — биологические примеры здесь отнюдь не случайны.

Разберем по порядку указанные отличительные признаки развития: необратимость, направленность, закономерность изменений и появление нового качества.

Необратимость изменения означает, что в процессе развития (в отличие от случаев циклического функционирования систем1) невозможен возврат к уже пройденным состояниям. Через одно и то же состояние все проходит лишь однажды: невозможно, например, движение организма от старости к молодости. Уже отсюда видно направление развития, поэтому Вперед характеристика — определенно направленное изменение — означает, что в процессе развития постепенно накапливаются однокачественные изменения, определяемые типом взаимодействия данного объекта с окружающим миром и его внутренними противоречиями. Совокупность однокачественных изменений и предопределяет линию направленного изменения объекта. К примеру, множество однокачественных и сначала редких, разрозненных приемов обработки того или иного материала, вещества приводит в конечном итоге к образованию новой технологии, соответственно меняя качественную определенность труда.

Еще один критерий развития — закономерность изменения — означает, что в основе развития лежат не случайные события, которые в бесконечном количестве возмущают направленное изменение объекта, но те проистекающие из самой сути объекта и из типа его взаимодействий с окружающим миром события, которые носят необходимый характер. Как бы ни была богата многообразными случайностями, например, история Древнего мира, все известные науке очаги цивилизации закономерно проходили этап общинно-родовой организации либо феодализма.

Все три рассмотренных признака развития необходимо концентрируют внимание на его четвертом моменте — возникновении нового качества, являющегося как бы определенным итогом предшествующего процесса развития и исходным моментом последующего.

Таким образом, поступательное развитие мыслится не как некоторое движение чего-либо от одного пункта к другому, равнокачественому, а как процесс, который на каждой последующей ступени своего дальнейшего движения поднимает все выше всю массу уже достигнутого содержания и не только не теряет ничего существенного, но несет с собой все приобретенное, обогащая его новым ОГЛАВЛЕНИЕм. Новое суть промежуточный или конечный результат развития, соотнесенный со старым.

Изменения могут относиться к составу объекта (к количественной и качественной характеристике его компонентов), к способу связи элементов данного немого, к функции, поведению объекта, т.е. характеру его взаимодействий с иным, и наконец, ко всем этим характеристикам в целом.

Развитие — это двойной процесс: в нем старое уходит, а новое приходит, утверждая себя в жизни не путем беспрепятственного развертывания своих потенций, а в борьбе со старым.

Идея прогресса и регресса

Необходимо четко представлять себе соотношение между понятиями "развитие" и "прогресс". При всей их близости они не являются тождественными. Развитие приводит к появлению нового качества, но вовсе не обязательно, чтобы оно было сложнее или совершеннее качества предшествующего. Если новое качество в том или ином отношении превосходит старое, то налицо прогрессивная тенденция развития. А, например, старение организма — это регрессивная тенденция развития, которая может сопровождаться (хотя и не всегда) прогрессивной тенденцией в развитии духовных потенций личности. Прогрессивное развитие предполагает повышение уровня организации. В то же время регресс, будучи одной из тенденций развития живого, необязательно связан только с вырождением или вымиранием. Регрессивное упрощение морфофизиологических качеств того или иного биологического вида часто связано с нуждами приспособления к новой среде, и многие так называемые дегенерированные формы принадлежат к числу наиболее цветущих групп животного мира. Таким образом, прогресс и регресс — две разные, находящиеся в сложной взаимозависимости и переплетении тенденции развития. В пределах сложных систем один элемент или уровень может регрессировать, а система в целом — прогрессировать, и наоборот, общий регресс системы может сопровождаться прогрессивным развитием ее отдельных элементов. Если рассматривать крупные масштабы развития, такие, например, как органическая эволюция, то внутри них вполне очевидно взаимодействие разнонаправленных процессов: общая линия прогрессивного развития переплетается с изменениями, которые образуют так называемые тупиковые ходы эволюции или даже направлены в сторону регресса.

Идея развития, обладая мощной эвристической силой, существенно обогатила мировоззренческие и методологические принципы науки. Известная нам сейчас ветвь поступательного развития состоит из дозвездной, звездной, планетарной, биологической и социальной ступеней структурной организации материи. В космических масштабах процессы прогрессивного и регрессивного развития, вероятно, равноправны по своему значению, так как и то и другое приводит к появлению новых форм (во Вселенной значительное место занимают и циклические процессы, например, взаимопревращение элементарных частиц).

В объективной действительности реально сосуществуют и прогресс и регресс, деформация, распад, и революционные (скачкообразные) и эволюционные изменения, и спиральность, и цикличность различных духовных и материальных процессов, т.е. два противоположных друг другу направления развития: но восходящей и нисходящей линии. Развитие по восходящей — это развитие в направлении от простого к сложному, более совершенному, тоньше организованному, более богатому по своим возможностям и информационно емкому, когда структура становится более прогрессивной, все больше накапливается вещества и энергии, образуется все больше закодированной информации. Нисходящее развитие — это путь разложения, "мельчания", обеднения и тлена. Мудрость "подсмотрела" у бытия, что эти процессы не идут раздельно, а объединяются в разных пропорциях. В одних случаях преобладает восходящее начало и идет прогресс, тогда как в других случаях преобладает регресс — нисходящее начало. Однако общей превалирующей тенденцией является прогрессивное развитие, так как цикличность и распад свойственны в основном единичным объектам и процессам материального мира, а с точки зрения мира в целом кажется бесспорным всеобщее неостановимое и необратимое движение, сопровождающееся появлением все новых и новых форм. В этом существо надежды человека как чувствующего обитателя Вселенной.

Принцип историзма в его общеметодологической интерпретации

Принцип историзма означает, что при изучении любого феномена, идеи или понятия необходимо исследовать его происхождение и развитие в истории, этапы, которые были пройдены, и с этой точки зрения смотреть на современное состояние предмета, имея в виду его возможное будущее развитие. Тогда исследуемый предмет предстает не в изолированном, мертвом, остановленном виде, а сцепленным с сопутствующими фактами, как бы в контексте живой ткани бытия: осмысление становления крайне важно для основательного понимания сути ставшего. Ни человечества, ни природы, писал Герцен, нельзя понять мимо исторического развития. Мудрость требует смотреть на все через "исторические очки", которые резко усиливают мощь сущностной прозорливости.

Отличительная черта универсального принципа историзма состоит в том, что, распространяясь на все сферы реальности, он, по существу, вытекает из глубокой монистической идеи о едином бытии, осуществляющем себя в движении.

Осмысление действительности возможно на разных путях: и как некоего актуально-сущего, т.е. по принципу "что имеется?", и в историческом ракурсе — по принципу "как стало так, и не иначе?". Оба эти способа осмысления неотделимы друг от друга: одно может быть по-настоящему понятно лишь через другое и в связи с другим (специфика стоящей перед исследователем задачи может предопределять акцент на одном или другом аспекте рассмотрения). Здесь проявляется единство исторического метода с другими методологическими подходами.

Исключить историзм из методологического арсенала невозможно, ибо любой процесс развертывается во времени, имеет свой вектор скорости, свои всплески и затухания. Поэтому ответить, как он организован, каким образом одни явления реальности превращаются в другие, порождая итоговый продукт, который выступает точкой отсчета для дальнейшего движения, можно лишь обратившись к истории — будь то история неорганической природы, растительных и животных видов или история жизни общества, история материальной и духовной культуры, науки, философии, искусства и т.д. Историзм есть фундаментальный методологический принцип.

Основной вопрос, связанный с общеметодологическим аспектом принципа историзма, — вопрос об источнике и смысле развития. Действительно, обращаясь к истории того или иного объекта, мы с необходимостью должны дать объяснение движущим силам этой истории, причинам, которые не только направили ее так или иначе, но явились источником самого движения. Более того, ищущий разум невольно обращается к смыслу развития, в постижении которого желает обрести знание о дальнейшем ходе исследуемого процесса и его конечном исходе. Существование такого смысла для каждого процесса это отдельный поп рос. и разные философы могут иметь тут разные мнения. Разумеется, наиболее интересна проблема смысла для максимального широкого процесса развития, охватывающего все бытие в целом, если такое развитие, конечно, имеет место.

Категория развития и принцип историзма имеют огромное мировоззренческое и методологическое значение. Правильное понимание истории становления явления помогает уяснить суть развития явления и хотя бы частично предвидеть его перспективу. Вместе с тем по мере углубления в настоящее состояние объекта мы по-новому видим и его прошлое. Так, к примеру, классической физике были неведомы идеи эволюции: в арсенале ее методологических средств отсутствовал принцип историзма. А вот современная физика через космологию приобщается к идее развития, и космологические аргументы, по-видимому, весьма существенны для понимания микромира: в нем далеко не все объяснимо "локально", т.е. без учета истории процессов, приведших мир к его теперешнему состоянию, ибо в каком-то виде микромир "помнит" свою историю.

Принцип развития именно и предполагает, что изучать явление надо с точки зрения того, как оно зародилось, какие основные фазы в своем становлении проходило, и именно с этой точки зрения понять, чем данная вещь стала теперь. И в самом деле, неверно судить о мировоззрении того или иного мыслителя, подходя к его убеждениям внеисторически (не только вне контекста времени), не учитывая его индивидуального движения по жизненному пути. Возьмем для примера творчество великого Платона, скажем, его ранние диалоги и его поздние произведения, т.е. творения вполне зрелого периода жизни мыслителя. Известно ведь, что любой человек проходит различные этапы в своем творчестве, в процессе созревания и своего мастерства, и углубления содержания воззрений. Если же искусственно вырвать фрагмент из общего контекста творческого пути мыслителя, то мы получим искаженную картину целостного понимания сути дела.

Диалектическое развитие характеризуется последовательностью, направленностью, необратимостью, новациями, отрицанием, сохранением достигнутых результатов, преемственностью.