Лекция 22. ИДЕОЛОГИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• основные трактовки понятия "идеология";

• различные подходы к изучению идеологических доктрин;

• суть и ОГЛАВЛЕНИЕ доминирующих идеологических концепций современности;

• место идеологии в системе политики;

уметь

• анализировать политические практики участников политического процесса с точки зрения их идеологии;

• определять идеологическую направленность основных современных политических партий России;

• работать с текстами идеологической направленности;

• интерпретировать тексты с точки зрения их идеологического подтекста;

• отличать партийные идеологии от государственных и так называемых "новых" идеологий;

владеть

• навыками эмпирического анализа идеологических текстов;

• технологиями сравнительного анализа идеологических текстов и документов.

Феномен идеологии изучается с различных точек зрения: философской, социологической, политической, культурологической и других, что подчеркивает сложность и многоплановость этого явления.

В расширительном плане под идеологией понимают определенную совокупность философских, научных, художественных, нравственных, правовых, политических, экономических, социологических знаний и ценностей о мире и роли человека в нем, которая организует, регулирует, интегрирует и направляет деятельность индивидов во всех сферах жизни общества (идеология потребления, "идеология рынка", "идеология реформ"), В этом контексте идеология представляет собой скорее культурную систему, возникающую в ответ на напряжение в обществе, которое находится в процессе постоянного решения проблем, носящих структурный характер.

Расширительное понимание идеологии (как сознания общества, его мировоззрения) мы встречаем у П. А. Сорокина, который под идеологией общества понимал совокупность представлений, понятий, суждений и их комплексы: убеждения, верования, теории, "мировоззрение", свойственные членам общества. Сорокин связывал идеологии с социальной реальностью, с потребностями и интересами людей. В частности, с такими явлениями, как бедность, голод, сытость.

Аналогичным образом трактовал идеологию А. А. Зиновьев, который подчеркивал абсолютную идеологизированность отдельных аспектов социального бытия, в связи с чем идеология присутствует в разных сферах человеческого общества. По мнению Зиновьева, общество ("человейник") состоит из трех основных составляющих – деловой, коммунальный и ментальный аспекты. В рамках последнего существует так называемая идеосфера, которая включает в себя совокупность представлений и суждений, мнений и обеспечивающих их организаций. Идеологию, по его мнению, можно попытаться выявить в идеосфере путем фиксации тех или иных идеологических высказываний. Идеология в обществе несет дисциплинирующую и охранительную функцию. Ее задача заключается в том, "чтобы приучить людей видеть и понимать окружающий мир не таким, каким они являются сами по себе, а так, как это требуется согласно априорным учениям самих идеологов". Причем надо иметь в виду, что А. Зиновьев чаще всего писал о государственной идеологии.

В более узком смысле под идеологией понимают систему теоретико-мировоззренческих детерминант преимущественно в политической сфере, которая предполагает наличие и создание соответствующих структур для реализации своих намерений. Идеология дает представление о лучшем устройстве будущего общества, к которому надо стремиться; предлагает идеальную модель общественного устройства и те меры, с помощью которых к этому идеалу можно приближаться. Идеология подразумевает классово-групповой и целевой характер, объединяя определенные группы людей на основе декларируемых ею идей и ценностей в качестве безусловного руководства к действию.

В данном контексте мы можем говорить о национальных, религиозных, политических, в том числе партийных, идеологиях. Именно в рамках этого подхода идеологию в политических отношениях понимают не просто как идеальный образ мира в сознании человека, но и во многом как способ воздействия на мир с целью его переустройства, преобразования в интересах носителей классового (группового) сознания. Идеология как политическое учение часто предполагает для своей реализации политическую организацию, потому в политической социологии наиболее активно изучаются именно партийно-политические идеологии, в отличие, скажем, от политической философии.