Идентичность человека

Ф. Ницше предвидел, что недалек тот день, когда человечество подвергнется испытанию более тяжкому, чем все, что было пережито им прежде. Во весь рост встанет проблема – "Кто я?". Может быть, именно теперь нам предстоит отделить человеческое от "слишком человеческого"? Это задача неимоверно трудная, поскольку в наши дни проблема человеческой идентичности оказывается не только актуальной, но и весьма трудной.

Все сущее, что есть на Земле, хочет быть самим собой. Камень не испытывает желания превратиться в растение. Это, впрочем, мысль Б. Спинозы. Тигр мечтает остаться тигром в той же мере, как муравей муравьем. Естественно, это относится и к человеку. Однако здесь проступает серьезная проблема. Человек в силу своей необычности в природном царстве способен мечтать о возвращении в природу, отказывая себе в сознании, духовности, неповторимости. И тем не менее "это проблема идентичности и сохранения устойчивости систем, которая как будто беспокоит человечество". За последние годы эта тема стала весьма актуальной. Многие философы обращаются к ней, освещая отдельные аспекты данной проблемы.

"Кибернетическая революция подводит человека, – пишет Ж. Бодрийяр, – оказавшегося перед лицом равновесия между мозгом и компьютером, к решающему вопросу: человек я или машина? Происходящая в наши дни генетическая революция подводит человека к вопросу: человек я или виртуальный клон? Сексуальная революция, освобождая все виртуальные аспекты желания, ведет к основному вопросу: мужчина я или женщина?"

Человек ли я? Машина ли я? Увы, сегодня невозможно ответить на эти вопросы. Но коль скоро это так, стало быть, можно говорить о конце или закате философской антропологии. Она приватизирована машинами и новейшими технологиями. Машинные связи совершенствуются, а идентичность человека разрушается. Мужчина ли я? Женщина ли я? Что вытекает из различия полов? Эти традиционные вопросы философской антропологии теряют смысл. Разве машина имеет пол или гендер? Новые технологии, новые изображения, интерактивные экраны не отчуждают человека. Они становятся частью человека.

Ж. Делёз называет видео, телевизор, компьютер контактными линзами общения. Это не что иное как прозрачные протезы, которые составляют единое целое с телом, вплоть до того, как становятся генетически его частью, как кардиостимулятор. Все эти рассуждения свидетельствуют о том, что совершенствование массово-информационных процессов настоятельно требует выдвижения на первый план традиционных и весьма значимых вопросов философской антропологии. Невозможно достичь успеха в новейших коммуникациях без ответа на вопрос: кто такой человек, какая человеческая природа, в чем предназначение человека? Фантастический успех искусственного разума вызван тем, что он освобождает нас от разума природного, от неразрешимых загадок тех отношений, которые связывает человека с окружающим миром.

Остается открытым и вопрос о том, не стремится ли человек к самоустранению. Не исключено, что в каждой системе, в каждом индивиде заложено тайное стремление избавиться от идеи своего существования, от своей сущности, чтобы обрести возможность размножаться и экстраполировать себя во всех направлениях.

* * *

Начало XXI в. становится эпохой утверждения новых технологий в сфере производства, быта, общественной организации, политики, общения и государственной жизни. В то время, когда повсюду происходят крутые перемены, когда рушатся личные жизни и существующий социальный порядок, когда на горизонте маячит новый фантастический стиль, говорить о будущем означает не только демонстрировать нашу философскую, интеллектуальную любознательность, но и заострить внимание на проблеме выживания человечества.