Идеи универсализма и релятивизма

Философский и культурологический анализ воспитания и обучения в многонациональном обществе зачастую строится на принципах универсализма и релятивизма. Мировая культура рассматривается как результат материального, научного, художественного творчества народов в виде идеального умозрительного построения. Всякая национальная поликультура расценивается как исторически конкретная: "культура национальна, а категории типа “мировая культура” или “общечеловеческие ценности”, строго говоря, представляют собой определенные научные абстракции". Это значит, "что в реальном существовании культура предстает... как культура нации, культура сословия и т.д. и т.п."[1].

Методология универсализма и релятивизма позволяет осознать, что культура и образование имеют собственный облик в разных многоэтнических обществах, что этнические субкультуры обладают особыми, незаменимыми духовными ценностями и находятся в теснейшей взаимной зависимости. Воспитание в гуманном, демократическом направлении в этих условиях нс может быть иным, как при налаживании межкультурного диалога, отказе от неравноправия в иерархии макро- и субкультур[2] . Развивая такие педагогические установки применительно к России, Μ. Н. Кузьмин пишет: "Если культура национальна, то организация общего духовного пространства в любом полиэтническом государстве должна представлять собой... специальную проблему. Иными словами, всякое полиэтническое общество во избежание участи Вавилонской башни должно найти для себя “общий язык” и научиться говорить на нем". В многонациональном российском обществе, замечает В. А. Тишков, своеобразие воспитания означает "реализацию свободного выбора и социального преуспевания представителей разных культурных традиций в общероссийском пространстве в рамках доминирующей русскоязычной российской культуры"[3].

Различение умозрительных универсальных моделей много- культурности и их конкретных проявлений в том или ином многоэтническом обществе позволяет обеспечить эффективное совместное воспитание и обучение представителей различных цивилизаций, религий, этнических групп путем перевода решения проблем культурных различий в сферу образования. Соответствующие идеи нашли отражение в трудах современных ученых. Так, феномен "культурного многообразия" (cultural diversity) применительно к России понимается не как сумма культур, а как социум одной культуры и общей идентичности, располагающий множеством форм такой общности. "Сердцевиной подобного многообразия является признание культурной сложности уже на уровне отдельного человека"[4]. Сходная трактовка предложена в важных международных документах последних лет. Так, в докладе ООН мы читаем: "Чувство самобытности и принадлежности к группе... имеет огромное значение для индивида. Однако каждый человек может отождествлять себя со многими различными группами"[5].

Таким образом, идея культурного единства в многообразии является ключевой при понимании воспитания и обучения в многоэтническом и многокультурном обществе. Речь идет о применении образования к большим и малым культурам как составным частям национальной культуры. Имеется в виду, что формы национальной культуры выражают уникальность того или иного этноса. Национальная культура выступает как этнически и культурно гетерогенная общность исторического опыта того или иного многоэтнического общества.