Идеи народной педагогики в трудах современных ученых

С каждым годом отечественные ученые-педагоги, этнографы и философы уделяют проблемам народной педагогики все больше и больше внимания. Они подчеркивают важность использования различных элементов педагогического наследия народа в воспитании подрастающего поколения, значимость прогрессивных народных традиций в развитии педагогики. Можно констатировать, что на сегодняшний день проблема подготовки молодежи к жизни принимает более сложный характер. В формировании личности, духовного мира нового человека немалую роль играет усвоение сокровищ человеческой культуры, созданных целыми поколениями людей, поэтому изучению прогрессивных традиций народной педагогики в последнее время стали уделять значительное внимание. Так, нравственные аспекты этой проблемы отражены в трудах О. С. Богдановой, Г. Н. Волкова, Р. Г. Гуровой, Б. Т. Лихачева, общие педагогические воззрения различных народов раскрыты в работах А. Л. Бугаевой, Г. II. Волкова, Э. Р. Хакимова, О. Хухлаевой, З. Б. Цаллаговой; немало исследований посвящено этнопедагогике народов Ближнего зарубежья: труды А. Э. Измайлова – педагогическим воззрениям народов Средней Азии и Казахстана, A. Ш. Гашимова – азербайджанской народной педагогике, Л. Ф. Хинтибидзе – грузинской народной педагогике и т.д.

Подробнее остановимся на взглядах доктора наук, профессора, академика РАО Геннадия Никандровича Волкова, одного из крупнейших специалистов по этнопедагогике. Он успешно трудился на ниве просвещения и педагогической науки около полувека. Наиболее широкую популярность получили такие его работы, как "Этнопедагогика", "Этнопедагогика чувашского народа", "Педагогика жизни" и др. Труды Г. Н. Волкова получили высокую оценку как в нашей стране, так и за ее пределами.

Поражает многогранность деятельности Г. Н. Волкова. Большое внимание он уделял разработке актуальных вопросов теории и практики отечественной педагогики: семейному, нравственному, эстетическому воспитанию, развитию педагогического наследия классиков отечественной педагогики (К. Д. Ушинского, И . Я. Яковлева, А. С. Макаренко, B. А. Сухомлинского) и т.д. Но ведущей темой его исследования является народная педагогика. В этой связи нужно подчеркнуть, что народная педагогика представляет собой совокупность педагогических идей и воспитательного опыта, выработанных многими поколениями людей, и является носителем высокой культуры. Поэтому данная тема актуальна, ибо осознание опыта прошлого каждого из народов имеет подлинный смысл не только для познания настоящего, но и для предвидения будущего, так как прошлое, настоящее и будущее взаимосвязаны, взаимообусловлены. В народной педагогике верно отражаются мысли, думы, чаяния трудового человека, она является художественной летописью и хроникой нашей жизни. Г. Н. Волков утверждал: нельзя успешно воспитать личность, не приобщив ее к самобытной педагогической культуре своего народа. Жизнь убеждает в том, продолжает свою мысль ученый-педагог, что необходимо каждому ценить опыт старших поколений, проявлять серьезное внимание к разуму народа, к его прогрессивным традициям, обычаям, житейским нормам и правилам.

Народная педагогика – это составляющая педагогического опыта, выработанного на протяжении тысячелетий народами нашей страны. Многие народные традиции уходят корнями в глубокую древность, а прогрессивные положения народной педагогики являются тем источником, откуда на протяжении веков люди черпали идеи, формировавшие сознание подрастающего поколения. Поэтому не случайно и в настоящее время большое внимание уделяется народной педагогике в школе – изучению, например, устного народного творчества (народных сказок, песен, пословиц, загадок, легенд), в котором прослеживаются идеи трудового, нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания.

Г. Н. Волков подчеркивал, что воспитывать младенца, исходя из канонов народной педагогики, следует начинать еще с колыбели; в раннем возрасте одним из действенных средств воспитания детей была колыбельная песня, которая, как обычно, исполнялась матерью, бабушкой или старшей сестрой (но наибольшее предпочтение отдавалось матери), притом непосредственно у колыбели. В ней содержались самые нежные и самые человечные чувства, мать словом и голосом показывала всю силу, все душевное богатство своей любви. Эти мысли перекликаются со словами Расула Гамзатова: "Песня матери – главная песня в мире, начало всех человеческих песен. Если бы не было ее, колыбельной, не было бы на свете и других песен. И, может быть, меньше в мире стало бы радости, меньше счастья, меньше поэзии". Постепенно кругозор ребенка расширяется, колыбельная сменяется сказкой, сказки постоянно сопровождают его: ведь они освещены светом народной души, светом веры в жизнь, в справедливость, разум, светом надежды. В них всегда побеждает правда, а несправедливость терпит поражение. Они насыщены оптимизмом, жизнелюбием; в них заложены и огромная художественная сила, большая правда жизни.

Как показывает опыт народной педагогики, родители всегда стремились начать воспитание детей с раннего возраста, особое внимание при этом уделялось развитию у них хороших задатков, способностей. С учетом этого они стимулировали их любознательность, поддерживали и развивали возникающие интересы; пробуждали в детях стремление и настойчивость к преодолению трудностей, связанные с успешным овладением данным видом деятельности. Ученый-педагог показывает в своих публикациях роль родителей, старших в воспитании детей, подчеркивая, что семья – первичная ячейка общества, которая закладывает фундамент, основу личности: "Семья – ключ к счастью" – говорится в азербайджанской пословице.

Г. Н. Волков, опираясь на многовековой опыт целых поколений, убедительно показывает, какое огромное значение имеет трудовое воспитание (наряду с физическим и умственным) с раннего возраста. Развить в детях элементарные трудовые навыки, научить уважению к труду старших возможно, по его мнению, только благодаря раннему включению детей в различные виды трудовой деятельности.

Большое значение в своих исследованиях ученый придавал умственному воспитанию. Он подчеркивает, что в глубине сознания народных масс всегда таилось огромное стремление к знанию, образованию, науке, т.е. умственное воспитание подрастающих поколений всегда было предметом первостепенной важности. Поэтому не случайно великие педагоги всех народов (Коменский, Ушинский, Дистервег, Л. Толстой) в определении содержания умственного воспитания исходили из народной педагогики, интересов народа. Умственное воспитание Г. Н. Волков, как и его предшественники, рассматривает в тесной связи с нравственным, эстетическим и физическим воспитанием. Сегодня, подчеркивает известный исследователь народной педагогики, наставник не может успешно организовать воспитательный процесс, не вобрав весь положительный опыт народной педагогики. Он пишет, что обычаи – те же законы, их создавали люди по договоренности друг с другом, выбирая наиболее прогрессивные.

Чем больше добрых обычаев, тем больше добрых людей. И далее: чем больше в человеке от человеческой истории, тем богаче человеческая личность.

Ученый-исследователь подчеркивает, что главное достоинство народной педагогики – это правдивость, ибо успешно воспитывать, учить подрастающее поколение можно только на правде, искренности, без этого любая традиция отмирает. Народные традиции, далее отмечает он, являются голосом сердца и совести, голосом правды и надежды. Слова правды и искренности очень созвучны нашему времени, сегодняшнему дню.