Художественная культура

Начало XIX в. стало периодом расцвета русского ампира в архитектуре. В Петербурге возводится здание Казанского собора (архитектор А. Н. Воронихин), Адмиралтейства (арх. А. Д. Захаров). В Москве в это время была построена Голицинская больница (арх. М. Ф. Казаков). По проекту А. А. Михайлова, переработанному О. И. Вове, восстанавливается здание Большого театра. Доменико Жилярди перестраивает старое здание Московского университета, пострадавшее во время пожара. В 1850-х гг. в Петербурге продолжает господствовать русский ампир (Главный штаб, Александрийский театр К. И. Росси), в Москве сооружается Большой Кремлевский дворец (К. А. Тон), тверские Триумфальные ворота (О. И. Бове).

Русская монументальная скульптура, развивавшаяся под знаком классицизма, на рубеже XVIII и XIX в. переживает новый подъем. Она представлена произведениями М. И. Козловского (памятник А. В. Суворову в Петербурге), И. П. Мартоса, по проекту которого в 1818 г. в Кремле был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому. В 1841 и 1850 г. на Аничковом мосту в Петербурге устанавливает свои знаменитые группы "Укротители коней" скульптор П. А. Клодт. Его творчеству принадлежит и памятник И. А. Крылову в Летнем саду (1855). В 1834 г. на Дворцовой площади Петербурга была возведена Александровская колонна по проект)' Огюста Монферрана. Автором скульптуры, увенчавшей колонну, был В. А. Орловский. Им созданы также памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли у Казанского собора.

В живопись, наряду с классицизмом с его мифологическими и библейскими сюжетами, пришло романтическое направление с присушим ему интересом к личности, к внутреннему миру человека. Это обстоятельство обусловило развитие портретного жанра. Замечательную галерею портретов создали О. А. Кипренский (портреты В. А. Жуковского, А. С. Пушкина), В. А. Тропинин ("Кружевница", "Гитарист", портрет А. С. Пушкина), В. Л. Боровиковский. В 1820-е гг. появляются картины А. Г. Венецианова, который одним из первых русских художников обратился к изображению простых людей и к теме сельского быта. Крупнейшими представителями академической школы живописи были К. П. Брюллов ("Последний день Помпеи" (1833), серия парадных портретов), А. А. Иванов. Его главная картина - "Явление Христа народу" представляет собой выдающееся произведение российской живописи, над которым Иванов работал более 20 лет. Новые идеи в бытовой жанр привнес П. А. Федотов, создавший картины "Свежий кавалер", "Сватовство майора" и др.

Все более заметную роль в общественной жизни начинает играть театр. Шумным успехом пользовались трагедии В. А. Озерова, написанные на исторические сюжеты и отличавшиеся политической актуальностью ("Ярополк и Олег", "Дмитрий Донской" и др.). Очень популярны были пьесы И. А. Крылова и А. А. Шаховского, высмеивавшие нравы дворянского общества. В 1809 г. появился и первый сборник басен Крылова. На столичной театральной сцене выступали И. А. Дмитриевский, А. С. Яковлев, П. С. Мочалов, М. С. Щепкин, Е. С. Семенова. В 1824 г. в Москве открылся Малый театр, в 1825 г. - Большой театр оперы и балета. В провинции появляются крепостные театры, зачастую заменяя отсутствующие профессиональные театры. Широкую известность получили открытый в 1815 г. в Орле общедоступный крепостной театр графа Каменского, крепостной театр Гладкова в Пензе. Центрами театральной жизни 1820- 1850-х гг. стали Малый театр в Москве и Александрийский театр в Петербурге (с 1832). Постепенно расширялся театральный репертуар: ставились спектакли "Горе от ума" (1831), "Ревизор" (1836), затем "Женитьба", "Игроки" Н. В. Гоголя, пьесы А. Н. Островского. На сцене блистали замечательные актеры В. А. Каратыгин, П. М. Садовский, А. Е. Мартынов.

Развитие музыкальной культуры в начале XIX в. опиралось на традиции камерно-вокальной музыки конца XVIII в. Важное место в ней принадлежало романсам А. А. Алябьева, А. Н. Всрстовского, М. И. Глинки и других композиторов. Русский романс стал той музыкальной формой, на основе которой создавалась национальная русская опера. Помимо романсов М. И. Глинкой были написаны симфонические произведения, оперы "Жизнь за царя", "Руслан и Людмила". Он положил начало классическому периоду в русской музыке. Самобытным композитором, новатором был А. С. Даргомыжский, которым были созданы замечательные романсы, опера-балет "Торжество Вакха", оперы "Эсмеральда", "Русалка".