Художественная концепция и происхождение

Соц-арт представляет зрителю и читателю социальную проблематику в свете переориентации на посткоммунистические ценности.

Соц-арт вышел из соцреализма, это перестроечный постсоцреализм (речь идет не о времени появления, а о сути художественной концепции), в котором сохранилось острое внимание к социальной жизни, однако поменялись знаки у всех ценностных суждений, поменялись цели бытия и средства достижения целей. Соц-арт - продукт кризиса соцреализма. Социалистический реализм и поп-арт были основными источниками происхождения соц-арта.

Живопись

Если художник соц-арта создает портрет Сталина, то вождь держит в объятиях Мэрилин Монро или, расположившись в кресле, рассматривает обнаженную "Советскую Венеру" (картины Леонида Сокова).

Во второй половине 70-х годов ряд художников соц-арта (А. Косолапое, В. Комар, А. Меламид, Л. Соков) эмигрировали в США. Возникли два течения соц-арта - московское и нью-йоркское.

Московское и нью-йоркское течения соц-арта

Московское течение соц-арта (картины "Пачка сигарет "Лайка", "Двойной автопортрет", "Не болтай", "Встреча Солженицына с Бёллем на даче у Ростроповича") выступало в маске шута, который, ерничая, позволяет себе "истины царям с улыбкой говорить" и, "фиглярничая, жонглировать короной короля". Московский соц-арт

активно вторгался в самое "пекло" агитпропа, осваивая специфику его языка, его систему особых, вывернутых наизнанку ценностей. Соц-арт был не только и не столько одной из заметных художественных тенденций, сколько четко оформившимся способом мышления, предопределявшим и тип социального поведения его приверженцев, и способы воздействия подобного искусства (Холмогорова О. В. Соц-арт. М.: Галарт, 1994). Нью-йоркское течение соц-арта свой критический пафос и принцип "наоборот по отношению к соцреализму" реализовало не через ёрничество и шутовство, а более серьезно, порою даже через академические формы (некоторые картины Меламида и Комара).

Литература. Интеллигентский фольклор

Соц-арт - это советские вожди или советская действительность, вышедшие из образа. Первый соц-арт создал интеллигентский фольклор (рассказ о Сталине на банкете в честь окончания XIX съезда КПСС):

Рассказывал (1962 г.) Игорь Ильинский: "Это было в конце 1952 года. Я был приглашен на концерт, посвященный окончанию работы XIX съезда партии. Выступал Краснознаменный ансамбль песни и пляски. Сталин улыбался. Но вот от стола, за которым сидело правительство, отделился Ворошилов, петушком побежал к руководителю ансамбля Александрову и что-то шепнул ему на ухо. Александров вскинул палочку - и зазвучал знакомый мотив. Сталин поднялся из-за стола, подошел к дирижеру, заложил руку за борт френча и запел, а Александров дал знак оркестру играть тихо, чтобы слышен был старческий голос:

Эх, яблочко, куда котишься? В Губчека попадешь - Не воротишься, В Губчека попадешь - Не воротишься...

Меня охватил ужас. Я подумал, что Сталин скоро опомнится, что вышел из роли вождя, и не простит свою оплошность никому из присутствующих. Я на цыпочках по стеночке вышел из зала и бросился домой" (См. Бореев Ю. Сталиниада. Чита, 1992). Или другая соц-артовская фольклорная миниатюра, рассказывающая о том, как Сталин держал на руках Мамлакат:

На совещании по среднеазиатским делам маленькая Мамлакат - школьница-хлопкороб 30-х годов - подошла к Сталину с приветствием. Он, улыбаясь, взял се на руки. Тотчас их усыпали цветами, и фотографы сделали десятки снимков. Один из них, названный "Сталин - лучший друг советских детей", обошел всю страну. У этой истории есть изнанка. Держа девочку на руках и ласково улыбаясь, Сталин сказал Берии: "Момашоре стилиани!" Слова вождя, сказанные на незнакомом языке, Мамлакат трепетно хранила в памяти многие годы, а когда стала взрослой, узнала их значение: "Убери эту вшивую!" (См. Борее Ю. Сталин иада. Чита, 1992) Это образчик литературного соц-арта.

Принцип "наоборот"

Авангардизм отталкивается от классики и старается сделать "наоборот" по отношению к ее шедеврам. Для соц-арта такой классикой для осуществления принципа "наоборот" был социалистический реализм.

В. Комар, А.Меламид. Сталин и его музы. Из серии "Ностальгический реализм". 1981-1982

Э. Булатов. Слава КПСС

Э. Булатов. XX