Христос – осуществление законов природы

Разумеется, теология Райха предельно проста и даже примитивна: "Бог – это природа, а Христос – осуществление закона природы". Но про что речь? В. Райх разъясняет: "Все живые существа созданы Богом с генитальными органами. Он сделал это для того, чтобы они действовали в согласии с природным, божественным законом". Так зачем же понадобилась Райху религия? Исключительно для того, чтобы показать Иисуса Христа генитальным человеком. Это, по его мнению, не кощунство и не святотатство. Напротив, это укоренение Бога в чистейших глубинах человека.

Не столь глубока и социальная философия Райха. Он начинает с Руссо, который утверждал, что человек рождается свободным, а завершает жизнь рабом. Кто же виноват в этом? Общественные порядки, неравенство, отчуждение? Нет, по Райху, иное – уклонение людей от живой жизни, что ученый называет "эмоциональной чумой" человека. И вот средь ужаса плачевных похорон, как сказано у А. С. Пушкина, Райх начинает проповедь жизни, которую, разумеется, связывает с сексуальным инстинктом.

Откуда в мире зло? Человечество, как считает Райх, не смогло ответить на этот вопрос, если учесть, что совершенный Бог создал человека и правит миром. Задолго до трансперсональной психологии Райх оспаривает современную естественно-научную картину мира. Позже, через несколько десятилетий С. Гроф напишет, что "в прежней модели Вселенной, разработанной ньютоновской наукой, жизнь, сознание, люди и творческий разум считались подобными продуктами, случайно развившимся из непостижимого скопления материи... По логике этой материалистической модели человеческое сознание, интеллект, этика, искусство, религия и сама наука рассматривались как побочные продукты материальных процессов, происходящих в мозге"[1].

В. Райх выражает эту мысль по-своему: "Совершенно точная физика не так уж точна, как и святые не так уж святы". Но если механико-рационалистическая концепция мира полностью провалилась, то что же взамен? По мнению психоаналитика, надо найти выход из ловушки, в которую попал человек. О чем речь? Об эмоциональной структуре человека, его характере. В. Райху мнится, что тайна жизни может быть легко разгадана. Важные проблемы биогенеза и биоэнергетики поддаются прямому наблюдению. Люди попросту боятся выхода из ловушки. Кроме того, ключи от выхода намертво спрятаны в собственной броне характера и в механической застылости тела и души.

В. Райх полагал, что характер создает защиты против беспокойства, которое вызвано в ребенке интенсивными сексуальными чувствами, сопровождающимися страхом наказания. Первая защита против этого страха – подавление, которое временно обуздывает сексуальные импульсы. По мере того, как эго-защиты (защиты сознания) становятся постоянными и автоматически действующими, они развиваются в характерные черты или в характерный панцирь. Райховское представление о характерном панцире включает все подавляюще защитные силы, организованные в более или менее связный стандарт сознания.

Характерные черты, по Райху, не являются невротическими симптомами. Развитие состоит в том, что невротические симптомы (такие, как иррациональные страхи и фобии) переживаются как чуждые индивиду, как чуждые элементы в его душе, в то время как невротические характерные черты (вроде преувеличенной любви к порядку или тревожной стеснительности) переживаются как составные части личности. Можно жаловаться на застенчивость, но эта застенчивость не кажется бессмысленной или патологической, как невротические симптомы. Характерные защиты частично эффективны и так трудно поддаются удалению, потому что хорошо рационализированы и переживаются как часть представления о себе.

Что же Райх называет убийством Христа? Сын Божий пал жертвой ненависти части своих современников. Иисус Христос должен был умереть вовсе не потому, что его учение было вызовом язычеству. Он оказался жертвой человека, "закованного в броню". Зажатый своим защитным панцирем (броней) индивид не способен распустить его. Он не способен даже выразить простейшие биологические эмоции. Ему знакомы лишь ощущения щекотки, а не органического[2] удовольствия. Он не может испустить вздоха удовольствия или имитировать его. Если он попытается сделать это, то это будет стон, сдавленное рычание или импульс рвоты.

В. Райх был первым исследователем, который настойчиво искал причину того несчастья, которое поразило угнетение генитальной любовной жизни. По мнению психоаналитика, "эмоциональная чума" есть единственный враг человека. Если этого не осознать, то ребенок всегда будет бояться смерти, страдать биофизическими и эмоциональными заболеваниями. Несомненно, огромный опыт психоанализа показал, что знание эмоциональных функций биологической энергии важно для понимания ее физиологических и физических функций.

Главная проблема психоанализа, по Райху, – провести различие между тем, что врождено человеку, и теми качествами механизированной, "бронированной" человеческой структуры, которые в общем противостоят человеческой природе. Еще в книге "Функция оргазма" Райх писал, что тема сексуальности проходит через все области научных исследований. Если Фрейд считал, что неудовлетворение сексуального инстинкта ведет к неврозу, то Райх пошел еще дальше: невротичен тот, что не испытывает оргазма.

В центральном феномене, сексуальном оргазме Райх обнаруживал проявление тех проблем, которые были важны не только для физиологии, но и для психологии, социологии. В его представлении сексуальная экономика стала самостоятельной дисциплиной, которая вооружена собственными методами исследования и, по словам Райха, представляет собой естественно-научную теорию сексуальности, опирающуюся на экспериментальные данные.

Как же совместить теорию оргазма с христианством, которое вообще проповедует воздержание? В христианском мире и в культурах, которые находятся под влиянием христианства, всегда присутствует противоречие между грешным человеком и Богом. Человек создан по образу и подобию Божию. Его стремление "быть как Бог" всячески одобряется. Однако человеческая природа все же поражена грехом. Как же случилось, что грех вкрался в этот мир, который был создан Богом? В. Райх отвечает: "Конфликт между божественным идеалом и грешной реальностью вызван катастрофой, которая превратила божественное в дьявольское".

Весьма интересны рассуждения Райха о понятиях "плоть" и "тело". Тело – богоподобно, а плоть – подвержена дьявольскому совращению. Разумеется, такое противопоставление оправдано. Еще В. С. Соловьев писал о том, что понятие о плотском не следует смешивать с понятием о телесном. Тело и с аскетической точки зрения есть "храм духа". Тела могут быть "духовными", "прославленными", "небесными". Плоть же есть животность, возбужденная, выходящая из своих пределов, перестающая быть основой духовной жизни[3]. По мнению русского философа, плоть психически стремится к самостоятельности и безмерности, тем самым пытается привлечь к себе духовную силу, вовлечь ее в свой духовный процесс, чтобы усилиться за ее счет. Плоть (т.е. животная душа как самостоятельная) сильна только слабостью духа, живет только его смертью. Плоть есть бытие, не владеющее собой...

Заключение

Религия, как это уже отмечалось в гл. 2, сопряжена с огромным арсеналом различных чувствований. Нет ничего удивительного в том, что многие психологи и философы пытались этот мир переживаний и дать ему объяснение. Философы считали, что все связанное с религией требует личной субъективной интуиции. Некоторые авторы стремились постичь психологические аспекты веры (В. С. Соловьев), другие обращали внимание на религиозное просветление страдания (М. Вебер). Психология веры получила нетривиальное освещение в прагматизме. Все психологические направления (бихевиоризм, гештальт-психология, гуманистическая психология) внесли свой вклад в изучение земных корней религии. Однако порой возникало неправомерное представление о том, что верующего легко назвать невротиком, а религию "общечеловеческим навязчивым неврозом". К. Юнг говорил о Боге и бессознательном. В. Райх пытался подойти к библейским сюжетам через проблемы жизненной энергии.