Хозяйствующие субъекты энергетической отрасли

В процессе реформирования отрасли были созданы хозяйствующие субъекты энергетики, являющиеся также субъектами оптового и розничного рынков энергии и мощности. Генерирующие компании:

• шесть ОГК на базе крупных КЭС (ГРЭС);

• четырнадцать ТГК на базе ТЭЦ;

• ОАО "РусГидро" на базе активов ГЭС;

• ОАО "Концерн Энергоатом" на базе активов АЭС.

Инфраструктурные субъекты рынка:

• ОАО "ФСК ЕЭС";

• ОАО "Холдинг МРСК";

• ОАО "СО ЕЭС";

• НП "Совет рынка"; ОАО "АТС", ЗАО "ЦФР";

• энергосбытовые компании (гарантирующие поставщики и независимые сбытовые компании).

Оптовые генерирующие компании (ОГК). Формирование ОГК базировалось на следующих принципах:

• включение в состав одной ОГК однотипных КЭС;

• ограничение возможности генерирующих компаний (ГК) манипулирования ценой на рынке за счет:

– ограничения рыночной концентрации производства;

– ограничения на вхождение ценообразующих станций в одну компанию (принцип экстерриториальности);

• обеспечение сопоставимых стартовых условий ОГК на рынке в результате:

– примерно одинаковой установленной мощности компаний (8–10 ГВт);

– примерно одинаковой стоимости активов, среднего износа оборудования, себестоимости электроэнергии и рентабельности производства, для чего в состав ОГК были включены высоко- и низкорентабельные электростанции;

• обеспечение надежного функционирования отрасли в период структурных преобразований, в том числе:

– сохранение надежности работы электроэнергетики;

– минимизация государственной поддержки отрасли.

Территориальные генерирующие компании (ТГК). На базе энергетических активов, не вошедших в состав ОГК, в основном активов ТЭЦ, были созданы четырнадцать ТГК. Базовые принципы формирования ТГК следующие:

• объединение электростанций по территориальному признаку;

• создание крупных компаний (2–4 ГВт);

• минимизация возможностей для злоупотреблений монополистов на рынке;

• снижение доли госконтроля над генерацией энергии.

ОАО "Федеральная сетевая компания ЕЭС" (ОАО "ФСК ЕЭС"). Для управления ЕНЭС в 2002 г. создано ОАО "ФСК ЕЭС", в уставной капитал которого переданы активы ЕНЭС.

Цели создания ФСК:

• укрепление интегрирующей роли ЕНЭС России;

• в будущем подключение всех регионов РФ к ЕНЭС;

• гарантия недискриминационного доступа продавцов и покупателей на рынок энергии и мощности;

• осуществление единой научно-технической политики в электрических сетях;

• повышение энергетической безопасности страны.

ОАО Холдинг "Межрегиональные распределительные сетевые компании" (ОАО "Холдинг МРСК"). Электросетевые активы (напряжением 330 кВ и выше) были переданы в уставный капитал ОАО "ФСК ЕЭС". Оставшиеся на территории бывших AO-энерго сетевые активы переданы в уставный капитал региональных сетевых компаний (РСК), которые интегрировались в более крупные компании – межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК).

В основу формирования МРСК положены следующие принципы:

• территориальная сопряженность РСК, вошедших в данную МРСК;

• примерно одинаковые стоимость и рентабельность активов МРСК.

Создание одиннадцати МРСК и холдинга МРСК позволяет осуществить единую научно-техническую политику в распределительных сетях и создать более крупные компании, эффективно работающие на рынке.

ОАО "Системный оператор ЕЭС" (ОАО "СО ЕЭС"). ОАО "СО ЕЭС" создан на базе активов ЦДУ ЕЭС России и призван оказывать участникам рынка следующие услуги:

• управление режимами ЕЭС России в реальном времени;

• составление и исполнение прогнозных и оперативных балансов мощности и энергии;

• оптимизация режимов работы электростанций и сетей;

• обеспечение надежности энергоснабжения и показателей качества электроэнергии;

• осуществление коммерческого отбора мощности на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ).

Некоммерческое партнерство "Совет рынка". Управляющей организацией оптового рынка является некоммерческое партнерство "Совет рынка", основными целями деятельности которого, являются:

• обеспечение функционирования коммерческой инфраструктуры оптового рынка;

• обеспечение эффективной взаимосвязи оптового и розничных рынков;

• формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в электроэнергетику;

• наличие общей позиции участников оптового и розничных рынков при разработке нормативных документов, регулирующих функционирование электроэнергетики.

Основные функции "Совета рынка" следующие:

• подготовка и корректировка правил оптового и розничных рынков электроэнергии и мощности;

• разработка и утверждение договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, стандартных форм договоров, регламентов оптового рынка, правил доступа субъектов оптового рынка к торговой системе оптового рынка и иных документов, обеспечивающих куплю-продажу электрической энергии;

• контроль за соблюдением субъектами оптового рынка и организациями коммерческой и технологической инфраструктур правил ОРЭМ;

• контроль за действиями системного оператора в соответствии с правилами ОРЭМ;

• ведение реестра субъектов оптового рынка, принятие решения о присвоении или лишении статуса субъекта оптового рынка;

• организация системы досудебного урегулирования споров между субъектами ОРЭМ.

Администратор торговой системы (ОАО "АТС"). ОАО "АТС" является 100%-ной дочерней организацией "Совета рынка" и предоставляет субъектам оптового рынка услуги по организации торговли на ОРЭМ, расчету взаимных обязательств, заключению и исполнению сделок, т.е. является коммерческим оператором рынка.

ЗАО "Центр финансовых расчетов" (ЗАО "ЦФР"). В целях разделения рисков по организации торговли администратором торговой системы создано 100%-ное дочернее предприятие ЗАО "ЦФР". Основной его задачей является оказание комплексной услуги по расчету требований и обязательств участников ОРЭМ и проведению финансовых расчетов между ними. ЗАО "ЦФР" выступает на оптовом рынке унифицированной стороной по сделкам и заключает на ОРЭМ от своего имени договоры, обеспечивающие оптовую торговлю электрической энергией и мощностью.

Энергосбытовые компании. Энергосбытовые компании сформированы в виде гарантирующих поставщиков и независимых сбытовых компаний.

Гарантирующие поставщики (ГП) – коммерческие организации, обязанные заключать договор купли-продажи электроэнергии и мощности с любым обратившимся к нему потребителем, либо с лицом, действующим от имени потребителя. Деятельность ГП относится к сфере регулируемого бизнеса, величина сбытовой надбавки ГП регулируется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Независимые сбытовые компании – коммерческие организации, которые конкурируют между собой и с ГП за заключение договоров с потребителями на их энергоснабжение.