Хозяйственные идеологии

С хозяйственной культурой связаны хозяйственные идеологии, которые базируются на ценностях, символах и знаниях, распространенных в конкретных обществах в определенные периоды истории, и отражают картины мира различных социальных групп, их представления об идеальной организации общества и его хозяйственной жизни, и о путях достижения этого идеала.

Существует множество определений идеологии, основывающихся на разных свойствах и функциях этого явления социокультурной жизни общества. Первым понятие "идеология" использовал французский мыслитель XVII в. А. Дестют де Траси. Одним из самых известных исследователей идеологии в XIX в. был К. Маркс, который рассматривал идеологию, во-первых, как отражение "действительного жизненного процесса", "общественного бытия" людей, т.е. не самостоятельное социальное явление, а духовную надстройку над социально-экономическим базисом. Во-вторых, по К . Марксу, идеологии выражают интересы определенных классов, но выдаются за интересы всего человечества, являются "ложным сознанием" в силу развития в классовых обществах таких явлений, как отчуждение, товарный фетишизм, эксплуатация человека человеком.

В XX в. к исследованию идеологии обращались многие социальные мыслители. Немецкий социолог К. Маннгейм видел в идеологии "рационально обоснованную систему идей", выражающую интересы определенных групп или классов, стремящихся сохранить существующий порядок вещей, а потому искажающую действительность. Много внимания анализу идеологии уделили Э. Фромм, Т. Адорно и другие представители Франкфуртской школы, рассматривавшие идеологии как манипулятивный механизм.

Французский структуралист Р. Барт сближает понятие идеологии и мифа, рассматривая их как семантические конструкции, в которых "в понятие влагается не столько сама реальность, сколько известное представление о ней". Мифы создаются для утверждения присущего определенной культуре понимания реальности, закрепления присущих ей ценностей и норм в качестве "естественных", нормальных, самоочевидных, соответствующих здравому смыслу. Поэтому в производстве идеологий заинтересованы в первую очередь правящие классы и политические режимы, стремящиеся укрепить и увековечить свое положение через закрепление представлений о существующем порядке вещей как незыблемом и единственно возможном.

Таким образом, общим в представлениях социальных мыслителей об идеологии является:

• ее связь с определенными социальными группами, интересы которых она отражает;

• ее целостный и внутренне непротиворечивый характер, благодаря которому идеология представляет упорядоченное мировоззрение;

• наличие оценочных суждений, благодаря которым идеология представляет определенное отношение к реальности;

• необязательность соответствия критерию истины, адекватного отражения реальности, а нередко ее искажение.

Идеология представляет собой рациональную, внутренне непротиворечивую систему взглядов, которая отражает интересы и идеалы определенных социальных групп. Идеология отличается от научной картины мира наличием оценочных суждений и отсутствием принципа фальсифицируемости, т.е. ее утверждения принимаются ее приверженцами в качестве истинных a priori, поэтому и к самим идеологическим системам неприложимы критерии истинности и ложности. Задача социолога при анализе идеологии состоит в раскрытии ее социокультурной природы, а также в анализе социальных предпосылок ее распространения и воспроизведения.

Поскольку идеологии представляют собой целостные мирововззренческие системы, в них содержатся и упорядоченные модели хозяйственной жизни, которые можно рассматривать в качестве хозяйственных идеологий. Хозяйственные идеологии предлагают непротиворечивые, упорядоченные картины "должного" устройства хозяйственной жизни и путей экономического развития, которые формируют матрицы восприятия хозяйственных процессов, предлагают систему понятий для их описания и осмысления, а также оценочные суждения для утверждения их преимуществ. Кроме того, идеологические системы содержат и описание путей достижения предлагаемого ими социально-экономического устройства, т.е. более или менее четко оформленную экономическую программу.

На протяжении истории было создано немало идеологических систем, которые постоянно трансформируются и существуют в общественном сознании в смешанном виде. Мы же рассмотрим "идеальные типы" трех идеологических систем, сложившихся в XVIII в., в эпоху Просвещения, и отражающие различные тенденции развития вненаучного осмысления хозяйственной жизни: либерализм, консерватизм и социализм.