Хозяйственно-культурный тип охотников, рыболовов, собирателей

Данный тип связан с присваивающими видами хозяйства и ведет историю с возникновения человеческого сообщества. В ряде регионов земного шара он сохраняется и до сих пор у небольших изолированных групп населения. Этот ХКТ имеет следующие варианты.

Подвижные охотники и собиратели тропических и субтропических лесов

К ним относятся индейцы Амазонки (гуарани, гуахибо, шеренте и др.), пигмеи тропических лесов бассейна р. Конго, ведды о-ва Ланка, кубу о-ва Суматра, пунаны о-ва Калимантан, аэта Филиппинских о-вов, семанги и сенои п-ова Малакка.

Эти пароды жили небольшими изолированными группами, иногда даже не имели общего этнического самосознания и самоназвания, но у них были этнонимы племенного характера. Для них был характерен подвижный образ жизни, иногда определяемый как бродячий, что не совсем удачно, поскольку понятие "бродячий" в русском языке характеризует бесцельное, бессистемное движение, в то время как маршруты передвижений групп этих народов были довольно строго определены, будучи выработанными в течение многолетней хозяйственной практики. Их миграции, как правило, имели сезонный характер и зависели, главным образом, от смены сухого и дождливого периодов.

Основными занятиями были охота и собирательство, дополняемые рыболовством, иногда бортничеством: мужчины охотились, а женщины и дети собирали все годное в пищу – плоды, ягоды, семена и коренья растений, насекомых, пресмыкающихся, яйца птиц, ловили рыбу, били мелких животных. В зоне тропического леса на 1 кв. км приходится всего несколько килограммов биопродукта, пригодного в пищу человеку, поэтому ресурсы занимаемой территории быстро истощались, а это требовало постоянного перемещения охотничье-собирательских групп. Орудиями труда мужчин были лук и стрелы, копье, а в Индонезии и Южной Америке использовалось также духовое ружье – сумпитан, или сарбакан – деревянная трубка, из которой силой легких выдувается дротик или легкая стрелка, наконечники которых смазывали сильнодействующим ядом. Орудием труда женщин и детей была заостренная палка, которой можно было вырыть съедобный корень, раскопать нору, забить мелкое животное.

Материальная культура этих народов отличалась крайней простотой – и по причине низкого уровня технологического развития, и из-за подвижного образа жизни, при котором приходится ограничиваться минимальным набором предметов. Жилища в условиях жаркого климата конструктивно простые, временные. Основой их служили жерди, которые покрывались корой деревьев, травой, листьями, главной деталью была крыша, стены могли отсутствовать. Иногда жилище сооружалось на дереве, где сухо во время тропического дождя, безопасно и прохладно. В одежде не было особенной надобности по причине жаркого климата, поэтому она иногда вовсе отсутствовала. Имеющиеся ее виды были весьма примитивны и ограничивались набедренными повязками и юбочками из растительных материалов. Пища в основном потреблялась в сыром виде, при термической обработке редко использовалась варка, поскольку некоторым обществам керамика вообще не была известна.

Основные социумы были представлены парной семьей, иногда с многоженством, и общиной в форме локальной группы численностью в несколько десятков человек (в зарубежной литературе иногда определяемой как банда), которая владела определенной территорией с исключительным правом на ее ресурсы. В сухой сезон локальная группа распадалась, чтобы охватить большую территорию, во влажный собиралась вместе. Некоторым народам известна была родовая организация. В духовной культуре большое место занимали архаичные верования: тотемизм – представление о происхождении группы людей от какого-либо вида животного, растения, материального объекта; анимизм – вера в существование душ; магия – совершение ритуальных действий для достижения целей.

Подвижные охотники и собиратели засушливых степей и полупустынь

Этот вариант представлен аборигенами Австралии, индейскими племенами Калифорнии и бушменами Южной Африки. По особенностям хозяйства и культуры они близки к представителям предыдущего варианта. Мужчины также занимались охотой с копьем и луком со стрелами, австралийцы, которым лук был неизвестен, использовали в качестве метательного оружия бумеранг и палицу. Помощником в охоте была собака, служившая и запасом пищи. Женщины и дети занимались собирательством. Рыболовство, обычно, имело небольшое значение. В поисках нищи производились частые перемещения по наиболее оптимальным маршрутам в пределах территории, которая принадлежала локальной группе, численность ее составляла 20–40 чел., иногда более.

Как у охотников, так и у собирателей тропических лесов, в сухой сезон происходило распадение локальной группы на более мелкие коллективы, как правило, семейного характера. Во влажный сезон, когда пищи становилось больше, члены ее снова собирались вместе. Общая территория была тем фактором, который связывал членов локальной группы в единое целое. Семейная организация тоже, в принципе, не отличалась от таковой у охотников и собирателей тропических лесов – парная семья, иногда с многоженством.

Для материальной культуры была характерна крайняя примитивность. Жилища на кратковременных стоянках иногда отсутствовали, их могла заменить специально выкопанная ямка, в крайнем случае, ветровой заслон. Имеющиеся жилые сооружения представляли собой шалаши различных форм, рассчитанных на семью или отдельных индивидов. Полностью отсутствовала иногда и одежда, используемая представляла собой различного рода набедренники, юбки, накидки из растительных материалов или шкур животных. Растительная пища часто употреблялась в сыром виде, мясо и рыбу запекали на костре, керамика известна была не всегда, се, например, не знали аборигены Австралии. Духовная культура была тесно связана с иррациональными представлениями, которые характеризуют низший уровень развития религии – магией, тотемизмом и другими формами.

Рыболовы и собиратели морского побережья

К данному варианту относились народы, жизнеобеспечение которых базировалось на добывании даров моря на акватории и прибрежной зоне морей жаркого и умеренного поясов – береговые (в отличие от лесных) андаманцы Андаманских о-вов, оранг-лауты (баджас/баджао) или "морские кочевники" Малайзии и Индонезии, алакалуфы и яганы Огненной Земли.

Их главными занятиями были морское рыболовство и сбор продуктов на прибрежных отмелях, при меньшей роли сухопутной охоты и собирательства. Орудиями труда были ориентированные на добывание рыбы и, при наличии, морских животных – сети и невода разных типов, гарпуны, удочки и т.п., их дополняли лук со стрелами и копье. Кроме рыбы, тюленей, выдр ими также добывались трепанги, морские ежи, крабы, устрицы, черепахи, съедобные водоросли. На суше охотились на гуанако (огнеземельцы) и морских свиней (андаманцы), занимались собирательством ягод, грибов, годных в пищу растений. Рыболовство и охота были занятиями мужчин, а сбор продуктов питания на отмелях и на суше – женщин и детей.

Значительную часть времени представители этих народов проводили на воде, поэтому огромную роль в их культуре играли лодки разных типов: от корьевых, сшитых полосками китового уса или прутьями кустарника у огнеземельцев до более совершенных дощатых у оранг-лаутов. На оборудованных в лодках платформах с насыпанным песком разводился огонь для обогрева и приготовления пищи. В лодках держали собак, а оранг-лауты и кур. На суше иногда сооружались примитивные шалашеобразные жилища, либо одно общее для всей группы, либо несколько семейного характера. По мере истощения ресурсов в том или ином месте производились перемещения в места большей добычи пищи.

Одежда иногда отсутствовала, имеющаяся представляла собой шкуры животных в виде накидки или передника, пучки свешивающихся с пояса спереди и сзади растительных волокон, набедренные повязки, только оранг-лауты носили куртку и короткие штаны из вымененной у жителей внутренних районов материи. В пище преобладала рыба и другие морепродукты, часто потреблявшиеся в сыром виде.

Основным социальным институтом была кочевая община, владевшая определенной территорией и состоявшая из нескольких семей, моногамных или полигамных. Семейные отношения отличались патриархальностью (доминированием мужского начала), но в некоторых общинах брак имел матрилокальный характер (муж приходил в общину жены). Существовала родовая организация. В сфере культа доминировали анимистические представления, связанные с почитанием духов моря.

Охотники на копытных животных степей

Этот вариант был представлен только в Новом Свете. К нему относились охотники на бизонов североамериканских равнин и прерий (арапахо, дакота, шошоны, команчи и др.) и охотники на гуанако пампы и Патагонии (техуэльче, гуайкуру, чон и др.), а также она Огненной Земли.

В экологическом отношении территория их обитания – открытые пространства, в основном, с травяной растительностью. Образ жизни был полуоседлый со следованием за стадами копытных животных, охота практиковалась, в основном, загонного типа, иногда использовались ямы-ловушки. Основным охотничьим оружием служил лук со стрелами, а также копье, их дополнял такой специфический вид вооружения как болас – несколько связанных кожаными ремешками каменных или костяных шаров, которые метали в ноги преследуемого животного. Характерна была полная утилизация добычи: мясо и жир шли в пищу, из шкур шилась одежда, делались покрышки для жилищ и кожаные емкости разного назначения, сухожилия использовались в качестве ниток, а кость и рог – на разного рода поделки. Женщины занимались собирательством, в том числе, в Северной Америке дикого заливного риса, зерна которого они сбивали палками в берестяную лодку-пирогу. Среди ремесленных занятий особую роль играла обработка шкур и кож и производство из них разных предметов бытового назначения.

С XVIII в. индейцы степей, как Северной, так и Южной Америки, стали разводить завезенных сюда европейцами лошадей, и коневодство со временем начало составлять существенную часть их производственной деятельности. При этом полуоседлый образ жизни сменился на кочевой.

Специфика культуры определялась, в первую очередь, хозяйственными занятиями. Транспортным средством для перемещения тяжестей при перекочевках у североамериканских индейцев была волокуша в виде треугольного каркаса, запрягаемая сначала в собаку, а потом в лошадь. На стоянках она служила основой типи – жилища, покрываемого шкурами животных. Близкая конструкция была у тольдо, как называлось жилище индейцев пампы.

Материалом для изготовления одежды служили хорошо выделанные, иногда до состояния замши, шкуры животных. Одежда охотников на бизонов представляла собой рубаху и штаны-ноговицы у мужчин, и платье-рубаху у женщин. У индейцев пампы мужчины носили кожаную набедренную повязку, а женщины – передник, в дождь и холодную погоду их дополнял кожаный плащ.

Пищей было, в основном, мясо бизонов или гуанако, североамериканские индейцы варили его в кожаных сосудах, кипение воды в которых поддерживалось бросаемыми туда раскаленными камнями. Использовались и другие приемы термической обработки мяса – его куски обкладывали горячими камнями или помещали нагретые камни в брюшную полость животного. Огромную роль играла заготовка мяса впрок своеобразным способом: его высушивали, перетирали в муку и смешивали с жиром, иногда добавляя ягоды, держали эту смесь, называемую в Северной Америке пеммикан, в кожаных мешках, где она могла храниться годами.

Социальные отношения особенно были развиты у индейцев равнин и прерий Северной Америки. Племя, состоявшее из фратрий (объединение родов, браки, между представителями которых, были запрещены) и родов, у них было уже потестарной (от лат. potestas – власть) единицей, т.е. существовали органы общеплеменного управления. Значительного уровня достигло имущественное и социальное расслоение. Общество состояло из зажиточной верхушки, свободных рядовых общинников и рабов, которыми становились пленные. Менее было характерно социальное расслоение для охотников пампы. Хозяйственным объединением степных охотников была кочевая община, состоявшая из одной или нескольких семей, причем семьи были как большие, объединявшие три-четыре поколения родственников, так и малые. В зажиточной среде практиковалось многоженство.

В духовной культуре кроме обычных для первобытных обществ тотемизма, магии и анимизма известна была такая форма верований, как шаманизм: отправление обрядности профессиональным жрецом-шаманом в виде камлания – под удары в бубен, с впадением в экстаз и мнимым путешествием в потусторонний мир. У индейцев равнин и прерий огромную роль играли культы солнца и бизона, дополненные затем культом коня.

Рыболовы больших рек умеренного пояса

Этот вариант был представлен в Старом Свете хантами и манси Западной Сибири, ительменами Камчатки и некоторыми народами Дальнего Востока (нанайцами, ульчами, орочами и др.) а в Новом Свете индейцами северо-запада Северной Америки (тлинкитами, хайда, нутка и др.).

Основное занятие этих народов – высокопродуктивный промысел рыбы, в первую очередь лососевых – кеты, семги, горбуши, дополнительную роль играли охота, как на морских животных, так и сухопутная, а также собирательство. Рыбу ловили сетями, ловушками, плетенными из прутьев, били острогами и гарпунами. Обязательным элементом культуры была лодка, долбленная из целого ствола дерева или берестяная. Поселения иногда были двух типов: летние находились у реки, в них жили во время промысла рыбы, здесь ставились легкие каркасные жилища, покрытые корой дерева, чаще всего берестой. С наступлением холодов переселялись в зимние стойбища, находившиеся подальше от воды, на них сооружались основательные землянки или полуземлянки – углубленные в землю жилища со стенами каркасной конструкции. Рядом в бревенчатых амбарах, поставленных на сваи, хранились запасы нищи, бытовые вещи. Одежда шилась из шкур животных и кожи лососевых рыб. Рыба составляла и основу питания, причем в разных видах – сырая, вареная, вяленая, в том числе, заготовленная для длительного хранения в виде муки и юколы – длинных полосок провяленного рыбного филе.

Для социальных отношений была характерна родовая организация, часто тотемного характера. Семья, в основном, была малая, за невесту нужно было выплачивать значительные ценности. Несмотря на принадлежность хозяйства этих народов к типу присваивающих, для них был характерен значительный уровень имущественного и социального расслоения. С одной стороны, выделялась зажиточная верхушка, из среды которой формировались вожди разного уровня, с другой – рабы, ими становились захваченные пленники, а у сибирских народов и сородичи. Основную часть общества составляли свободные общинники, наряду с вождями игравшие немалую роль в социальной жизни. У североамериканских индейцев, чтобы добиться их расположения и получения статуса вождя, богатые люди устраивали празднества, известные под названием "потлач", с обильным угощением и раздачей подарков.

В духовной культуре значительное место занимали тотемистические представления, у индейцев их наглядным выражением были огромные резные столбы с изображениями тотемов, стоявшие у входа в жилище. Особая роль в отправлении культа принадлежала шаманам.

Охотники и рыболовы таежных лесов (пешие охотники тайги)

Данный вариант был характерен для народов северной части Евразии – саамов (лопарей), селькупов, кетов, юкагиров, удэгейцев, а в Северной Америке – атапасков.

Основными объектами охоты были северный олень и лось, охота дополнялась рыболовством, у некоторых народов Старого Света практиковалось и оленеводство. Зимне-весенний цикл был охотничьим, а летне-осенний посвящался, в основном, рыболовству. На промысел охотник отправлялся с луком и стрелами и копьем, которое у сибирских народов называлось пальма, оно имело ножевидный наконечник. Все необходимое ему он вез на нартах – санях особого типа, либо ручных, либо запряженных в собак. Существенную роль в охотничьем промысле играли лыжи: в Евразии скользящие, в том числе и подбитые для скольжения только вперед камусом – шкурой, снятой с ног оленя, в Америке – ступательные лыжи-ракетки из деревянного обода, затянутого в виде сетки кожаными ремешками. Женщины занимались, главным образом, собирательством и ловлей рыбы – сетями, вершами и т.п., а также сооружая на реках запоры (котцы) в виде изгородей из близко вбитых в дно кольев, огораживающих некоторый участок, из которого затем выбиралась рыба. Водным транспортом служили лодки – долбленки и берестянки.

На постоянных поселениях сооружали основательные жилища – землянки и полуземлянки или ставили каркасные чумы, покрытые летом берестой, а зимой шкурами оленя. На временных промысловых стоянках чумы имели меньшие размеры, либо ставились получумы, у которых каркас покрывался берестой только с наветренной стороны. Одежда шилась в основном из шкур оленей и лосей, зимняя – меховая, в том числе глухая рубаха, иногда двойная, а летняя – из замши, которая у народов Сибири называлась ровдуга. Пища преобладала мясная, дополнением служили продукты рыболовства и собирательства. Индейцы значительную часть мяса перерабатывали в пеммикан.

Основным социумом у пеших охотников тайги была промысловая группа, состоявшая из нескольких малых семей. Существовала родовая организация. Для североамериканских индейцев были характерны матрилокальность брака (приход мужа в селение жены) и матрилинейность (передача родовой принадлежности по линии матери).

В духовной культуре существенное место занимали промысловый культ и тотемизм, у сибирских народов с обоими видами этих верований тесно связано было почитание медведя, что находило выражение в так называемом медвежьем празднике – комплексе обрядовых действий, в котором главную роль играло это животное. В качестве посредника между людьми и потусторонними силами выступая шаман.

Специализированные охотники на северного оленя

Это вариант присваивающего хозяйства, который некогда был широко распространен в северной зоне Евразии и Северной Америки. Однако к рубежу XIX–XX вв. он сохранялся только у нганасан Таймыра и эскимосов-карибу Северной Америки.

Хозяйственный год у этих народов делился на два сезона. Зимний период проводился в лесотундре, где в это время было теплее, здесь они занимались охотой, в основном, на копытных, на лето перекочевывали на север в тундровую зону, где охота, в том числе, на птицу, дополнялась рыболовством и собирательством. Но важнейшими в хозяйственном отношении были периоды межсезонья – весенний и осенний, когда производились так называемые поколют – массовый забой диких оленей во время их стадных перекочевок, сначала на север в тундру, а затем обратно в тайгу. Поколюги устраивались на местах переправ оленей через реки, когда животных били в воде из луков, копьями.

Поселения охотников на северного оленя делились на два типа – зимние и летние. Жилищем в Старом Свете служил чум, у эскимосов-карибу – полуземлянка с длинным коридорообразным входом. Одежда частично из замши, но, в основном, из оленьих шкур: глухого типа рубаха-куртка, штаны и камусная сапогообразная обувь. Основой пищи было оленье мясо, в летнее время значительную роль играла рыба с дополнением растительной нищи, в частности, ягод.

Основным социальным объединением была охотничья община, распадавшаяся после весенней поколюги и собиравшаяся вместе вновь к осенней. Семьи были малыми и большими, в зажиточной среде практиковалось многоженство. Родовая организация была нехарактерна.

В духовной культуре значительный пласт составляли представления о духах-хозяевах, в том числе, земли, животного мира, отдельных локусов пространства. Значительную роль в отправлении обрядности играл шаман.

Арктические охотники на морского зверя

Это охотники побережья Северного Ледовитого океана как Азии, так и Америки. К ним относились береговые чукчи и береговые коряки, часть эскимосов и алеуты.

Основными объектами охоты были морские животные – тюлень, морж, нерпа, кит, подсобную роль играла сухопутная охота, а также рыболовство и собирательство. Добытый морской зверь утилизировался полностью: мясо и жир шли в пищу, из шкур и кишок делали одежду, повседневную и промысловую, из костей – элементы конструкции жилища, разные поделки, в том числе, орудия труда, жировые лампы для освещения и обогрева жилища. Когда море было свободно ото льда, охота велась с лодок разных типов. Каяк (байдарка), рассчитанный на одного-двух человек, представляла собой деревянный решетчатый каркас, обтянутый шкурами морских животных. Намного большие размеры имела байдара, вмещавшая до десятка и более человек, ее деревянный каркас обтягивался шкурой моржа. Зимой промысел велся со льда, копьем на полыньях или продухах (дыхательных прорубях). Специфическим охотничьим вооружением был гарпун поворотного типа, привязанный кожаным линем к лодке или удерживаемый в руках охотником. Благодаря особой конструкции он оставался в теле животного, что давало возможность охотнику удерживать раненного зверя.

Поселения располагались недалеко от морского побережья. У эскимосов жилища были двух типов. Один представлял собой полуземлянку больших размеров, вход в нее устраивался либо в виде коридора, либо отверстия в крыше, к которому изнутри приставлялось бревно с зарубками. Другой тип, обычно, в литературе называемый иглу, имел вид полусферы, сложенной из снежных блоков, с лазом для входа. У сибирских народов некогда бытовавшую полуземлянку сменила яранга, деревянный каркас которой покрывался оленьими шкурами. Из оленьих шкур также делалась одежда, но кроме них для этой цели использовали шкуры морских животных, а при пошиве промысловой одежды – их кишки. Главными элементами костюма были меховые рубаха, штаны и сапоги. Основу пищи составляли мясо и жир морских животных, немалую роль играли съедобные растения, которых, даже при скудости растительных ресурсов тундровой зоны, был известен не один десяток. Дополнялся рацион рыбой, мясом сухопутных животных.

Общественные отношения были представлены несколькими видами социумов. Хозяйственным объединением была община, совпадавшая с селением, она состояла из нескольких семей, причем некогда широко распространенные большие семьи сменялись малыми. Высокая продуктивность хозяйственной деятельности приводила к имущественной и социальной дифференциации вплоть до появления рабов в алеутском обществе. Родовая организации этим народам не была известна.

В духовной культуре примечательно сходство космогонии населения азиатского и американского регионов, в частности, миф о Вороне, как демиурге – создателе мира. Развиты были представления о духах-хозяевах моря и морских животных, одной из форм религиозных верований был шаманизм.