Характеристики внешней среды

На организацию оказывают влияние многие факторы, руководители должны учитывать только те из них, от которых решающим образом зависит успех организации. С целью определения окружения и облегчения учета ее влияния на организацию внешние факторы делятся две основные группы: прямого воздействия и косвенного воздействия[1].

Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на деятельность организации и испытывают на себе прямое влияние результатов деятельности организации. Факторы косвенного воздействия могут нс оказывать прямого немедленного воздействия на деятельность организации, но, тем не менее, сказываются на них. Факторы косвенного воздействия обычно сложнее, чем факторы прямого воздействия, так как трудно получить полную и достоверную информацию, прогнозировать возможные последствия действия этих факторов на организацию.

К основным факторам внешней среды прямого воздействия относятся:

• поставщики;

• законы и государственные органы;

• потребители;

• конкуренты.

1. Поставщики относятся к среде прямого воздействия, так как именно они обеспечивают ввод в организацию материалов, оборудования, энергии, капитала и рабочей силы, которые затем организация с точки зрения системного подхода преобразует в выходы.

Поставщики материалов, комплектующих, оборудования и энергии оказывают влияние на организацию за счет цен, сроков и ритмичности поставок, качества и т.д. Возможны различные варианты отношений в системе поставщик – потребитель. Существуют организации, которые зависят от непрерывного притока материалов, и может понадобиться поиск альтернативных поставщиков. Возможна организация доставки в соответствии с японским принципом "точно в срок" или поддержание значительного объема запасов, что, однако, замораживает денежные ресурсы.

Поставщики капитала и финансовых услуг оказывают влияние через объемы и условия предоставления финансовых средств и услуг.

Трудовые ресурсы – зависимость организации от рынка, прежде всего квалифицированных кадров, требований но уровню заработной платы и социальных гарантий, требований профсоюзов.

2. Законы и государственные органы. На деятельность организации оказывают влияние различные законы, прежде всего регулирующие ее организационно-правовой статус. Кроме того законодательство в сфере налогообложения, таможенного регулирования, градостроительства и землепользования, внешнеэкономической деятельности, сертификации и лицензирования, в сфере трудовых отношений и т.д. При этом следует учитывать тот факт, что законодательство является достаточно сложным и часто изменяющимся.

Организации обязаны соблюдать нс только федеральные и региональные законы и местные нормативно-правовые акты, но и требования органов государственного регулирования, которые обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а также вводят собственные требования. Несмотря на проводимую в последние годы в России административную реформу, уровень барьеров для ведения предпринимательской деятельности все еще остается достаточно высоким.

3. Потребители. В соответствии с точкой зрения известного специалиста по управлению Питера Ф. Друкера единственная подлинная цель бизнеса – создавать потребителя, так как выживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы. От потребителей зависит, сможет ли организация возместить свои издержки, получить прибыль и развиваться дальше.

4. Конкуренты. Во многих случаях не потребители, а конкуренты определяют, какой товар или услугу и по какой цене можно продать. Если организация не сможет удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию не выжить. Организации могут конкурировать в борьбе не только за потребителей, но и за трудовые ресурсы, материалы, капитал, право использовать определенные технические нововведения. От конкуренции зависят такие внутренние факторы, как условия и оплата труда, характер отношений руководителей с подчиненными.

К основным факторам внешней среды косвенного воздействия относятся:

• технология;

• экономические условия;

• социокультурные факторы;

• политические факторы;

• международные факторы.

1. Технология одновременно является внутренней переменной и внешним фактором. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать, на скорость устаревания продукта, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации. Чтобы сохранить конкурентоспособность, каждая организация должна использовать достижения научно-технического прогресса, хотя бы тех разработок, от которых зависит эффективность ее деятельности.

2. Экономические условия оказывают влияние на стоимость товаров и спрос на товары и услуги. В условиях инфляции организации заинтересованы в увеличении запасов поставляемых организации ресурсов и замораживании заработной платы с целью удержания роста издержек в скором будущем; получении заемных средств, поскольку при наступлении сроков платежей деньги будут стоить дешевле и тем самым будут частично компенсированы потери от выплаты процентов. Если же прогнозируется экономический спад, то организация может уменьшить запасы готовой продукции в связи с возможными трудностями ее сбыта, сократить часть работников, отложить до лучших времен планы расширения производства. Состояние экономики влияет на возможности получения организацией финансовых ресурсов, например, в связи с ухудшением условий получения заемных средств (повышение требований по обеспечению и стоимости кредитов). Важно иметь в виду, что одно и то же изменение состояния экономики может оказать различное влияние на организации: на одни – положительное, а на другие – отрицательное.

3. Социокультурные факторы, влияющие на организацию, – это жизненные ценности и традиции, которые воздействуют на формирование спроса населения, трудовые отношения, уровень заработной платы и условия труда. К этим факторам относятся также демографическая ситуация и взаимодействие организации с местным сообществом.

4. Политические факторы. Политические цели и задачи находящегося у власти правительства оказывают влияние на решения, принимаемые в сфере регулирования экономики. В частности, система налогообложения, установление налоговых льгот или льготных таможенных пошлин, законодательство по защите потребителей, стандарты на безопасность, стандарты на чистоту окружающей среды, контроль цен и заработной платы, содействие развитию малого и среднего бизнеса. Кроме того, на принятие решений в интересах отдельных секторов экономики оказывают влияние группы особых интересов и лоббисты. Большое значение для компаний, ведущих операции или имеющих рынки сбыта в других странах, имеет фактор политической стабильности. Установление дипломатических отношений может открыть путь на новые рынки.

5. Международные факторы оказывают влияние на организации, действующие на международном уровне, и включают уникальную совокупность факторов, характеризующих каждую страну: экономику, культуру, количество и качество трудовых и материальных ресурсов, законы, государственные учреждения, политическую стабильность, уровень технологического развития.