Характеристики ощущений

Описанные закономерности сенсорной чувствительности характеризуют разрешающие возможности органов чувств, но когда ощущения используются человеком для решения каких-то важных поведенческих задач, то восприятие сигналов начинает подчиняться задаче, решаемой человеком, и становится зависимым от мотивации и личностных особенностей человека, его опыта и умений, от условий решаемой задачи. И тогда закономерности начинают описываться другой психофизической теорией обнаружения сигналов (ТОС), в которой особенности устройства и работы органов чувств, конечно, учитываются, но главное место занимают условия и цели решаемой задачи, поскольку ощущения как регулятор деятельности должны подчиняться ее требованиям. Поэтому у человека ощущения могут развиваться при обучении. Например, опытные красители тканей могут различать до 40 оттенков цветов, сталевар по яркости и насыщенности цвета расплавленного металла определяет его готовность, шлифовальщик увеличивает свою остроту зрения в десятки раз.

Чувствительность, как и поведение, конечно, должна соответствовать условиям восприятия. Одной из характеристик такого соответствия является адаптация (приспособление) работы органов чувств через изменение величины нижнего и верхнего порогов к условиям восприятия (интенсивность освещения и звуковых волн, насыщенность воздуха химическими веществами, давление на тактильные рецепторы и т.д.).

Сенсорная адаптация возникает при переходе от более интенсивной стимуляции к менее интенсивной и, наоборот, от менее интенсивной к более интенсивной.

Например, выходя из темной комнаты на яркий свет, мы закрываем глаза, так как интенсивность освещения слишком высока для установившегося в темноте низкого порога (высокая чувствительность) и свет ослепляет нас, а попадая ночью из ярко освещенного помещения на неосвещенную улицу или в темную комнату, мы какое-то время ничего не видим, потому что порог зрительного ощущения в ярко освещенной комнате был высоким. Нам нужно время для световой/темновой адаптации, т.е. для привыкания к новым условиям освещенности за счет снижения или повышения порогов чувствительности. Это означает, что пороги чувствительности меняются не только в зависимости от состояния организма или анализатора, но и в связи с приспособлением работы рецепторов к условиям восприятия.

Наличие адаптации хорошо видно и на примерах температурного привыкания. Если правую руку поместить в горячую воду, а левую – в холодную воду, а затем через некоторое время поместить обе руки в теплую воду, то для правой руки вода будет казаться холодной, а для левой – теплой. Мы часто перестаем замечать постоянно действующий неизменный раздражитель (привычную одежду и обувь, запахи в комнате и пр.) из-за повышения порогов ощущения.

Помимо адаптации существует взаимодействие анализаторов (органы чувств, плюс подкорковые и корковые отделы головного мозга).

Прежде всего, отметим эффект сенсибилизации – неспецифическое влияние работы одних органов чувств на другие, проявляющееся в повышении эффективности работы других анализаторов, т.е. приближение параметров работы многих органов чувств к их максимальным характеристикам (снижение порогов, повышение критической частоты мелькания раздражителя, расширение диапазона восприятия стимулов). Этот эффект возникает при неожиданных изменениях ситуации, вызывающих ориентировочный рефлекс. Но есть один вид ощущений, порог которого при ориентировочной реакции повышается, – это болевая чувствительность, что отражает рост вероятности возможного сражения с противником или появления опасной ситуации (во время сражения нельзя обращать внимание на воздействия, вызывающие терпимую боль).

Существует и направленное влияние ощущений одной модальности на другую: например, слабая боль обостряет зрение, а сильная боль и громкий шум – снижают зрительную чувствительность.

Наиболее интересной особенностью взаимодействия анализаторов являются синестезии – появление ощущения другой модальности как дополнения к ощущению, адекватному стимулируемому органу чувств. Чаще всего сообщают о появлении цветовых ощущений при восприятии звуков (музыки, речи).

Русский композитор А. Н. Скрябин обладал яркой цветовой синестезией и специально писал музыку с учетом цветовых ощущений.

К. Сараджев[1] слышал цвета и видел звуки цветными.

Известный мнемонист С. В. Шерешевский воспринимал голос человека в цвете и фактуре ("желтый, рассыпчатый голос"). Для нас кажутся естественными выражения: холодный или теплый цвет, толстые или тонкие, высокие или низкие звуки, светлые или темные запахи. В работах Э. Хорнбостеля было показано, что такие синестезии есть и у рыб[2].

Еще одной особенностью ощущений является явление контраста (одновременного и последовательного). Круг серого цвета после восприятия светлого кажется темнее, чем после черного, и кажется светлее на темном фоне, чем на белом. Звук одной и той же интенсивности после громкого звука кажется тише, чем после слабого. Это говорит о том, что ощущение есть не просто трансформация воздействия на рецептор, но восприятие ситуации в целом, хотя и очень простое по своему содержанию.

Помимо разрешающей способности, устройство и особенности работы органов чувств тоже вносят своеобразие в формируемый образ объекта. Хрусталик по-разному преломляет лучи света, попавшие в его центр (как в линзу) и на периферию, что создает эффект рассеивания света по сетчатке и снижает остроту зрения. Но даже лучи света, попавшие в центр хрусталика, преломляются по-разному для каждого цвета – сине-фиолетовая часть спектра оказывается в центре области фовеа, а желто-красная часть лучей – на периферии сетчатки, создавая ореол вокруг удаленного источника света.

Влияют на способность человека строить четкие образы объектов и различные аномалии органов чувств (близорукость или дальнозоркость, астигматизм, дальтонизм и пр.)• В силу устройства глаза наибольшая чувствительность и острота зрения находятся в фовеальной области сетчатки, где наибольшая плотность колбочек (рецепторов цвета).

Из-за инерции физиологических процессов в органах чувств и центральной нервной системе мы воспринимаем часто мелькающий свет или часто прерывающийся звук как непрерывный, т.е. постоянно воздействующй на нас, а если свет поочередно загорается в разных местах наблюдаемого пространства, то при определенной частоте этого явления мы видим передвижение световой точки в пространстве. Объективно – это искажение световых воздействий, но эволюционно это оправданно, потому что свет излучается квантами и мы должны были бы видеть предметы мелькающими (то появляющимися, то исчезающими), в то время как нам нужна постоянная картина ситуации, так что этот "дефект" зрительного анализатора помогает обеспечить требуемое постоянство.