Характеристики модульного построения процесса обучения в вузе

При построении сводного перечня характеристик модульного построения процесса обучения использовался ряд современных концептуальных материалов: описание методологических основ системы модульного формирования содержания образовательных программ, разработанных в МГУ имени М. В. Ломоносова [91], нормативные документы ведущих отечественных вузов, в частности, РГПУ имени А. И. Герцена [109] и РЭА имени В. Г. Плеханова [110], материалы, представленные Ю. Б. Васеневым [33].

1. Определение учебного модуля. Существуют различные определения учебного модуля, характеризующие разные грани этого достаточно сложного и многостороннего понятия.

Учебный модуль – часть учебного курса (курсовая единица), которую отличает четкая ориентация на достижение целей с описанием технологий, учебной нагрузки, аттестационных процедур, критериев оценивания, продолжительности обучения, особенностей взаимодействия обучающихся и преподавателей (см. параграф 1.5).

Учебный модуль – блок информации, обустроенный методическим обеспечением.

Учебный модуль – это структурированная часть образовательной программы, в пределах которой осуществляется освоение нескольких учебных курсов, дисциплин или их законченных разделов.

Учебный модуль (интегративный учебный модуль) – автономная порция учебного материала и структурированная часть учебного года (например, 10 недель), в пределах которой осуществляется преподавание в концентрированной форме нескольких разноплановых дисциплин или их законченных частей (предметных модулей).

Следует обратить внимание на то, что использование последнего определения на практике несет значительный риск, связанный с возможностью имитации модульного подхода в построении образовательного процесса вуза. В этом случае преподававшиеся ранее дисциплины (например, педагогика) переименовываются в "интегративные модули", а составляющие их курсы (например, теория и философия образования, дидактика, история педагогики) переименовываются в "предметные модули". Таким образом, изменяются лишь названия единиц содержания ООП ВПО, при этом сами единицы остаются неизменными, и вместо модуляризации образовательного процесса вуза происходит имитация модуляризации.

Словарь-справочник современного российского профессионального образования содержит определение близкого понятия "профессиональный модуль". Профессиональный модуль – часть программы профессионального образования (обучения), предусматривающая подготовку обучающихся к осуществлению определенной совокупности трудовых функций, имеющих самостоятельное значение для трудового процесса. Может быть частью основной профессиональной образовательной программы или самостоятельной программой с обязательной процедурой сертификации квалификации выпускника по ее окончании [127. С. 13].

2. Учебные модули в образовательной программе. Профессиональная образовательная программа может состоять из нескольких модулей, а объем трудоемкости профессиональной образовательной программы, выраженный в кредитах, представлять собой сумму кредитов отдельных модулей (не более 60 кредитов, осваиваемых за один академический год).

3. Структура учебного модуля. Учебный модуль в зависимости от назначения и места в профессиональной образовательной программе включает: 1) теоретическую и (или) практическую подготовку по учебным курсам, дисциплинам; 2) внеаудиторную и самостоятельную работу студентов; 3) практики;

4) учебно- и научно-исследовательскую работу студентов;

5) текущую и промежуточную аттестацию, включая аттестацию по модулю.

Некоторые дисциплины, объем которых не может быть ограничен одним учебным модулем, пролонгируются на несколько модулей.

В соответствии с учебным планом определенные учебные модули заканчиваются итоговой государственной аттестацией.

4. Реализация модульной организации образовательного процесса.

Кафедры, обеспечивая реализацию учебных модулей профессиональной образовательной программы, осуществляют:

– разработку и корректировку программ модулей, учебных курсов и дисциплин;

– выбор эффективных форм и методов обучения;

– разработку и использование необходимого учебно-методического обеспечения;

– разработку заданий для самостоятельной работы, критериев и способов осуществления контроля самостоятельной работы;

– руководство самостоятельной работой студентов через проведение системы консультаций студентов по выполнению самостоятельной работы в соответствии с утвержденным рабочим учебным планом.

Деканат факультета (института), осуществляющий организационное обеспечение модульного учебного процесса:

– разрабатывает рабочий учебный план на основе утвержденного базового учебного плана и учебных модулей;

– осуществляет организацию и контроль выполнения модульного рабочего учебного плана;

– осуществляет координацию деятельности кафедр по реализации модульного обучения на факультете (в институте);

– обобщает опыт модульного обучения на кафедрах и в целом на факультете по итогам каждого семестра.

Учебная часть при составлении расписания учебных занятий в рамках модульной системы планирования и организации учебного процесса должна учитывать следующие требования:

– обеспечение равномерной загрузки студентов в течение учебного модуля как занятиями по расписанию, так и самостоятельной работой;

– соблюдение необходимых для самостоятельной проработки материала временных интервалов между теоретическими и практическими видами обучения;

– правильное чередование различных по характеру и сложности занятий для снижения утомляемости;

– установление продолжительности аудиторных занятий по отдельной дисциплине в день не более четырех академических часов;

– обеспечение такого чередования занятий по каждой дисциплине в течение недели, которое дает студентам возможность полноценной самостоятельной работы и достаточной подготовки к занятиям (как минимум через день).

5. Порядок выбора учебных модулей студентами. Помимо обязательных (инвариантных) учебных модулей, в ООП ВПО по каждому направлению подготовки (специальности) включается набор вариативных модулей, формируемых в рамках компонента образовательного учреждения (вариативного компонента) ФГОС ВПО.

Деканат факультета (института) предоставляет студентам аннотации программ вариативных учебных модулей, реализуемых в рамках профессиональных образовательных программ факультета (института), перед зимними каникулами для того, чтобы студенты могли осознанно выбрать индивидуальный набор вариативных учебных модулей для освоения и сформировать индивидуальные учебные планы на следующий учебный год.

6. Функции студента и преподавателя при обучении по модульной системе. Студент при модульной системе обучения самостоятельно либо с помощью преподавателя работает с предложенной ему учебной программой, содержащей в себе целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. При этом функции преподавателя могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультационно-координирующей.

7. Требования и подходы к разработке модуля.

Семантическая самостоятельность подразумевает четкие контуры предмета изучения в рамках одного учебного модуля. Следует подчеркнуть, что этот предмет может носить различный характер:

– научно-фундаментальный (например, "Возрастная психология");

– деятельностно-прикладной (например, "Организационно- методические основы современного высшего образования").

Любой модуль должен включать самостоятельную целостную "порцию" учебной информации, каждая единица которой измеряется и оценивается, для чего разрабатываются материалы для самоконтроля и текущего контроля степени овладения учебным материалом модуля.

Самодостаточность предполагает, что модуль содержит только необходимые и достаточные сведения, позволяющие полностью раскрыть ОГЛАВЛЕНИЕ изучаемого предмета. Каждый модуль обеспечивается необходимыми дидактическими и методическими материалами:

1) перечнем понятий (глоссарием), навыков и умений, которые необходимо усвоить в процессе обучения;

2) набором справочных, иллюстративных и других рабочих материалов, который студент получает перед началом изучения;

3) списком рекомендуемых источников (литература, периодика, интернет-сайты).

Наличие проблемных и установочных лекций, дающих обобщающую информацию по узловым вопросам модуля (курса).

Наличие в составе каждого модуля материала семинарских, практических и лабораторных занятий, который должен быть проработан в комплексе с лекциями, дополняя их ОГЛАВЛЕНИЕ изучением нового материала и приобретением определенных практических умений и навыков.

По каждому модулю обычно разрабатывается следующее методическое обеспечение:

– методическое пособие по работе с модулем (для преподавателя);

– учебно-методический комплекс (пособие) для студента;

– учебно-методические пособия для контроля знаний студента;

– пакет контроля знаний (текущие тесты и задачи);

– методические указания по выполнению самостоятельных работ; и др.

Особенностью представленных выше нормативов является их совершенно общий характер, независимость от направления подготовки ООП, позволяющие говорить об инвариантности нормативов в рамках всего нового поколения ФГОС ВПО.