Характеристика сословной образовательной системы развитого Средневековья

К началу развитого западноевропейского Средневековья (XI–XIV вв.) происходит четкая градация общества по системе разделения труда: священнослужители, миряне (рыцари, князья и т.д.), "профанный" народ (крестьяне, ремесленники). Каждое сословие осознавало свое божественное назначение, только ему предписанные определенные функции, социально-культурное наследование, которое формируется посредством образования.

В этот период появляются придворные школы – учебные заведения, своей организацией отличавшиеся от духовных школ. Учреждены они были светскими властями и упражняли детей как в светских, так и в религиозных науках.

Учебные заведения нового типа явили собой прообраз княжеских придворных школ, где обучали чтению и счету, письму, составлению деловых бумаг, знакомили с географией, историей, естествознанием.

Своеобразным светским образованием явилось рыцарское образование, осуществляемое на трех уровнях: паж, оруженосец, рыцарь. Это образование получал молодой человек из знатной семьи, который упражнялся в турнирных искусствах (езда верхом, плавание, владение копьем, фехтование, охота, игра в шахматы), стихосложении, языках и науках, а также в добродетели и благочестии, тем самым он приобретал "придворный лоск", т.е. "благородное украшение личности", что и составляло цель образования. Роль учителя выполнял благородный рыцарь, в доме у которого с 7 лет нес службу мальчик, получавший образование. Низшая ступень образования – служба в роли пажа проходила до 14 лет, когда мальчик становился оруженосцем. В 21 год достигалась высшая ступень – посвящение в рыцари с вручением меча. Совершалось это перед алтарем с благословением священника. Благородный отрок готовился к посвящению через покаяние, молитвы, посты, принятие Святых

Тайн. В период службы помимо физической подготовки (искусство обороны, верховая езда, борьба с мечом и т.д.) юноша изучал так называемые церемониалы, т.е. общественные игры и благопристойное поведение с дамами, игру на музыкальных инструментах, литературные произведения, повествующие о рыцарских подвигах всех времен. В процессе воспитания будущих рыцарей для объяснения каких- либо моментов на поле боя использовались игрушки, а также игровые ситуации между детьми.

Можно говорить о некоторых единых подходах в рыцарском образовании и учебных учреждениях цехов, или ремесленном ученичестве, которое можно назвать образованием вне дома. В его основе лежит схожая форма обучения – учеба и служба в единстве, а также четкая градация ступеней образования и общественной роли подростка, сопровождающаяся усвоением специфических умений, обычаев будущей профессиональной деятельности. Как образование рыцаря, так и образование ремесленника осуществлялось на трех уровнях: ученик, подмастерье, мастер. В ремесленном ученичестве использовались такие приемы, как показ, повтор, объяснения мастера и подражание ему.

Тенденции развития образовательной системы Древней Руси

Для отечественного образования X в. – становление древнерусской православной педагогики, связанное с принятием христианства на Руси (988) и именами князей Владимира (960–1015) и Ярослава (980–1054), открывавших школы при церквах и в своих домах. Так, в Новгороде Ярослав основал училище на 300 учеников с целью подготовки священников и государственных чиновников. Обучение носило религиозный, всесословный характер, и школа являлась для детей "преддверием храма Божия".

Христианство в Древней Руси явило собой "педагогическое движение", морально-религиозную школу общества и человека. Воспитание "душевного строения", познание Истины, постижение Божественного осуществлялись двумя путями: приобретением знаний и нравственно-добродетельным образом жизни. Христианская педагогика "пересоздает" человека, вырабатывает привычки нравственных поступков, поведения. Огромное влияние на становление педагогической культуры Древней Руси через церковную литературу оказывала Византия. Книжное знание на Руси, чтение, а чаще – слушание религиозных трактатов явились одними из главных средств воздействия на человека, наставлявших его на путь спасения.

Грамота (алфавит), лежащая в основе Священного Писания, имела такое же священное значение, как и сам текст, поэтому обучение грамоте – это приобщение к Великому Таинству. Чтение книг – путь спасения, самостоятельное просвещение разума, получение наставлений. Русь унаследовала отличительные черты греческой церкви – строгое хранение Православия, соборных указов, враждебное отношение к западной церкви, церковно-гражданское законодательство.

Воздействие на народные массы осуществлялось через просвещение при помощи организованных школ, переписи и перевода на славянский язык греческих книг, личного влияния "учительства" на отдельных людей. Человек, который учил Священному Писанию, назывался учителем, т.е. проповедующим Слово Божие. Людей, профессионально занимающихся обучением детей, называли мастерами или мастерами грамоты. Характерной особенностью древнерусской педагогики явилось отношение к ребенку (детскому возрасту вообще) в семье. До 10 лет ребенок – безгрешное существо и поэтому является образцом для взрослого, а не наоборот. Семья на Руси – основной институт воспитания, а монастырская педагогика – источник просвещения народа.

На Руси в XIII–XIV вв., во времена монголо-татарского ига, монастыри были средоточием древнерусской образованности, книжной учености, здесь обучали писать, читать, считать, песнопению, полезным ремеслам. Церковно-учительная литература (самый обширный раздел древнерусской литературы) прямо ставила перед собой воспитательные задачи, носила откровенно дидактический характер. Среди множества сочинений, бытовавших на Руси в XIII–XVII вв., прямым дидактизмом, стремлением воспитать определенные качества в человеке, избавить его от греха отличались так называемые учительные слова или "поучения" – памятники ораторского искусства. Названия многих из них – "Златоуст", "Златоструй", "Измарагд", "Златая Цепь", "Златая Матица".