Выявление потребностей в обучении

Ежегодно менеджер по персоналу проводит систематизацию потребностей в обучении персонала на основании следующих источников:

• требований или рекомендаций по обучению и повышению квалификации сотрудников со стороны руководства компании, содержащихся в приказах и распоряжениях по компании;

• рекомендаций по обучению сотрудников, которые составляются по результатам проведения центров развития (development centre) и фиксируются в индивидуальных планах развития сотрудников;

• аргументированных с точки зрения производственной необходимости предложений о проведении обучения, полученных от сотрудников структурных подразделений компании в ходе периодического определения потребностей в работе с персоналом.

Вся информация о потребностях в обучении сводится в таблицу "Планируемые мероприятия по обучению сотрудников". Ее фрагмент представлен в табл. 5.14.

Такие таблицы формируются для каждого направления деятельности компании в отдельности. Помимо ФИО, наименований должностей сотрудников, оснований для обучения и предполагаемых целей обучения менеджер но персоналу заносит в таблицу информацию о предполагаемых курсах обучения.

Данная информация хранится в базе данных курсов обучения, которая ведется менеджером по персоналу в электронном виде и постоянно обновляется.

После сведения информации о потребностях в обучении и подбора курсов, способных обеспечить качественное обучение сотруд- ников по выявленным целям, менеджер по персоналу рассылает таблицы в структурные подразделения линейным руководителям, при необходимости прикладывая краткие описания каждой программы курса. При наличии целей обучения, по которым нет адекватных программ (курсов обучения), менеджер по персоналу готовит запрос о необходимости разработки или модификации программ обучения. Запрос передастся во внешние учебные заведения, с которыми поддерживается активное взаимодействие.

Линейные руководители после получения информации от менеджера по персоналу в свою очередь оценивают необходимость и актуальность обучения сотрудников в планируемый период с точки зрения производственной необходимости и возможности полного или частичного освобождения от работы. Свои комментарии руководители заносят в табл. 5.15.

При определении потребности в обучении рассматриваются следующие основные направления (рис. 5.9).

1. Подготовка руководящих и управленческих кадров.

2. Создание резерва руководителей путем обучения перспективных сотрудников.

3. Программа стажировки за рубежом.

4. Оценка персонала.

5. Планирование карьеры.

6. Целевая подготовка молодых специалистов и профориентационная работа.

7. Обучение и сертификация персонала, участвующего в международных проектах.

8. Подготовка научных кадров.

9. Повышение квалификации работников.

Таблица 5.14

Планируемые мероприятия по обучению сотрудников направления Sales (фрагмент)

№ п/п

Подразделение

Сотрудник

Предлагаемый курс обучения

Основание для обучения

Комментарии руководителя подразделения

ФИО

Должность

Наименова

ние

Цель

Дата

Форма

Провайдер

Цена

Документ

Дата

ФИО/должность

I

Отдел

продаж

Ростовский И. А.

Тор

говый

предста

витель

Тре

нинг

про

даж

Отработка навыков, необходимых для успешных продаж: общение по телефону; переговоры на презентациях; построение длительных отношений с клиентом и создание дилерских сетей; самоорганизация и работа в команде

Ноябрь 2012 г.

Внешнее

"Тре

нинг

групп"

56 000 руб.

Индивидуальный план развития

15.10.2011

Внести в план обучения

Руково

дитель

отдела

продаж

Таблица 5.15

Сводный план обучения сотрудников компании на год (фрагмент)

Сводный план обучения сотрудников на определенный год

Направ

ление

Струк

турное

подраз

деление

Долж

ность

ФИО

Форма

обуче

ния

Тема обучения

Место

обуче

ния

Сроки

Стоимость

Месяц

Дата

кон

троля

обучение

команди

ровочные

всего

I квартал

Sales

Отдел

продаж

Торговый

предста

витель

Ростовский И. А.

Внешнее

Тренинг

продаж

15.11.2012

17.11.2012

56 000 руб.

56 000 руб.

Ноябрь

Sales

Отдел

продаж

Торговый

предста

витель

Ростовский И. Л.

Вну

треннее

Семинар:

про

фессио

нальное

знание

продукта

20.11.2013

18 000 руб.

18 000 руб.

Ноябрь

Итого по I кварталу

Итого по I кварталу в целом по компании

II квартал

Итого по II кварталу

Итого по II кварталу в целом по компании

III квартал

IV квартал

Рис. 5.9. Основные направления обучения

На этом стадия выявления потребностей в обучении заканчивается и начинается стадия организации обучения.