Характеристика мышления детей в раннем детстве

Мышление как процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и позволяет выйти за его рамки. В ходе выполнения предметных действий ребенок познает связь между отдельными предметами и действиями, что способствует практическому решению задач. Решение задач в раннем детстве осуществляется посредством практических внешних ориентировочных действий. Такой вид мышления называют наглядно-действенным. Новые, ранее скрытые свойства изучаемого предмета ребенком выделяются посредством практических действий, которые преобразуют данный предмет.

Наглядно-действенное мышление имеет сложную психологическую структуру, опирающуюся на знак-символ и делится на две разновидности. Первая предполагает решение познавательных задач, а вторая – практических. Решение задач в наглядно-действенном плане способствует обобщению знания и пониманию многофункциональности отражаемого предмета, на основе чего возникает гипотеза, проверяемая двумя способами: или ожиданием естественного преобразования объекта, делающего ранее скрытую его сторону открытой, или намеренным совершением действия по проверке гипотезы. В раннем детстве появляются символические действия и значения слов переносятся с одного объекта на другой, что является ранней формой гипотезы, без которой невозможна мыслительная деятельность. Значение, которое переносится с эталонного объекта на неизвестный, является основанием для поиска отсутствующих свойств с помощью тех или других преобразований практического характера. Действовать в плане представлений ребенок в этом возрасте еще не может и не принимает отвлеченных, не связанных с его интересами задач.

Дети активно используют наглядно-действенное мышление для выявления различных связей предметов и явлений окружающего мира. Практические ориентировочные действия во внешнем плане являются основой и исходным пунктом для формирования всех видов мыслительной деятельности. Развитие мыслительной функции и познавательная активность в раннем возрасте выражаются не только в эффективности решения практических задач, но и в высоком уровне заинтересованности и эмоциональной включенности в такое экспериментирование, в положительных эмоциях, которые ребенок испытывает от исследовательской деятельности.

Воспроизведение и повторение исследовательских действий способствуют тому, что на их основе формируются внутренние психические действия, т.е. появляются действия в уме, без внешних проб. В основе таких решений лежит проба, проделанная в умственном внутреннем плане с помощью оперирования образами, представлениями о предметах и способами их употребления. Такое мышление называется наглядно-образным. В раннем возрасте этот вид мышления только начинает формироваться и используется при ограниченном круге решения задач. Большинство задач ребенок может решать только в наглядно-действенном плане.

Практический пример

Оля Г., 2 гола 11 месяцев. Использовав однажды лыжную палку для доставания мячика, закатившегося под диван, догадалась ее использовать для того, чтобы достать игрушку, лежащую на высокой полке.

Большое значение в развитии мышления детей раннего возраста имеет развитие обобщений – мысленного объединения предметов или действий, обладающих общими признаками. Совершенствование предметной деятельности оказывает решающее влияние на этот процесс. Первым основанием для классификации и обобщения являются непосредственно воспринимаемые физические признаки предметов (цвет, размер, форма, вес). Позже к этим признакам присоединяется функциональное назначение предметов.

Практический пример

Коля С., 2 года 5 месяцев. Может разделять предметы по группам (яблоко – груша, машинка – мячик и т.п.). Умеет по инструкции взрослого раскладывать предметы двух видов по соответствующим коробочкам. Может построить "мостик" из кубиков после показа взрослого, по его просьбе находит картинки или предметы, относящиеся к определенным группам ("цветы", "животные" и т.д.), среди нескольких картинок определяет соответствующую образцу, который показывает взрослый, выбирает из нескольких предметов только те, которые соответствуют определенному признаку.

Выделяют три основные стадии в развитии обобщения у детей раннего возраста (рис. 6.4). Первая стадия характеризуется ранними наглядными обобщениями, при которых предметы группируются по наиболее ярким, выделяющимся признакам (чаще всего цвет или размер). На этой стадии ребенок еще не владеет предметными действиями. На второй стадии ребенок на основе своих действий объединяет зрительные и осязательные образы предметов в единое представление. Однако дети не отличают основные, существенные признаки предметов (общественная функция предмета и способ действия с ним) от случайных, второстепенных. На третьей стадии формируются общие понятия. Ребенок выделяет существенные и постоянные признаки предметов из всех остальных.

Рис. 6.4. Развитие обобщений в раннем возрасте

Усвоение предметных действий способствует выделению в предметах наиболее существенных и постоянных признаков, что является основой для формирования обобщений, приобретающих характер понятий. Развитие мышления ребенка зависит от уровня овладения предметными действиями и развития речи. Речь является средством общения, мышления и управления собой. На первом году жизни ребенка мышление и речь развиваются независимо друг от друга – мышление существует в виде манипуляций и действий с предметами, а речь в форме лепета, эмоциональной экспрессии. Примерно около двух лет линии развития мышления и речи, которые шли до сих пор раздельно, соединяются. Это придает мышлению определенную целенаправленность, организованность и планируемость.

Таким образом, в раннем возрасте мыслительная деятельность возникает и функционирует в процессе овладения ребенком предметными действиями. Ребенок учится самостоятельно устанавливать связи между предметами, явлениями, действиями. Мыслительные задачи решаются с помощью практических действий с предметами, т.е. с помощью наглядно-действенного мышления. У ребенка начинают складываться мыслительные операции – сравнение и обобщение. Происходит соединение линий развития мышления и речи, речь включается в процесс решения мыслительной задачи, закладываются предпосылки наглядно-образного мышления – складывание представлений о результате и условиях действия.