Характеристика мер принуждения, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства

Предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса предусматривается как мера превентивного характера, говорящая о недолжном поведении, о незначительном нарушении бюджетного законодательства.

В БК предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса относится к мерам ответственности, которая носит личный характер.

Предупреждение могут выносить: руководители органов Федерального казначейства и их заместители; руководители органов, исполняющих бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, и их заместители.

Изъятие бюджетных средств носит правовосстановительный и предупредительный характер и применяется для того, чтобы имеющиеся средства бюджета у органа или организации, которые допустили нарушение, не были растрачены в дальнейшем. Изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, предусмотрено ст. 289 БК как санкция за выявленный факт нецелевого использования бюджетных средств.

Изъятие бюджетных средств применяется за следующие нарушения: 1) нецелевое использование бюджетных средств; 2) несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов; 3) финансирование расходов сверх утвержденных лимитов; 4) нарушение запрета на размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передачу их в доверительное управление; 5) предоставление бюджетных инвестиций с нарушением установленного порядка; 6) предоставление бюджетных кредитов с нарушением установленного порядка; 7) невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе; 8) несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств бюджетной росписи.

Вперед мера государственного принуждения - это право приостанавливать операции по счетам кредитных организаций. Данная мера заключается в том, что уполномоченные органы имеют право приостанавливать текущие операции организаций и учреждений, использующих денежные средства федерального бюджета. Указанная мера принуждения реализуется в соответствии с приказом Минфина России от 11.12.2006 № 171н "Об утверждении порядка приостановления территориальными органами Федерального казначейства операций по счетам, открытым федеральным учреждениям в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности".

Взыскание штрафов как мера принуждения осуществляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Во всех статьях БК, где наказание определено в виде штрафа, содержится отсылка к КоАП.

Пеня в бюджетном праве применяется в качестве дополнительной к основной мере наказания за невозврат или несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе; неперечисление или несвоевременное перечисление процентов за пользование бюджетными средствами; несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление бюджетных средств; несвоевременное исполнение платежных средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов.

Статья 282 БК кроме названных мер принуждения дает возможность применять иные меры, указанные в федеральных законах. Ранее иные меры принуждения могли устанавливаться ежегодными законами о федеральном бюджете на очередной год (см., например, ст. 73 Федеральный закон от 19.12.2006 № 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год", п. 7 ст. 5 Закона о бюджете на 2008 г. и плановый период 2009 и 2010 гг.). С 2009 г. такая практика прекращена.

В настоящее время таких иных мер две: предусмотренное ст. 242 БК взыскание неиспользованных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета; установленный ст. 226 БК отказ от подтверждения обязательств бюджета. Сущность последней меры заключается в приостановлении операций по лицевым счетам получателей бюджетных средств. Эта мера может быть применена в случае несвоевременного доведения до получателей средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств, их непредоставления в орган, ответственный за исполнение бюджета; отказа предоставить в органы Федерального казначейства отчеты, бухгалтерские и иные документы, связанные с использованием средств федерального бюджета, а также невнесения изменений в правоустанавливающие документы; непредоставления договоров для их регистрации в порядке учета денежных обязательств, финансирование которых предусмотрено за счет средств федерального бюджета, а также документов, обосновывающих выполнение обязательств по заключенным договорам; несвоевременного предоставления в органы Федерального казначейства необходимой информации и платежных документов для исполнения предъявленных к лицевому счету исполнительных листов судебных органов.