Вывод

В механизме социальной организации мотивы и стимулы представляют самостоятельные и тесно взаимодействующие рычаги и инструменты механизма активизации индивидуума.

Самоорганизация там, где она осуществляется, изначально предполагает наличие субъекта, который ее и реализует. Но любая субъективная организация, в свою очередь, начинается и реализуется прежде всего в отношении самого субъекта. Двумя этими исходными положениями и объясняется примат самоорганизации социально-экономических систем. Более того, даже самое простейшее организационное воздействие на окружающий мир и его составляющие возможно только как результат пусть элементарной или даже примитивной, но совершенно необходимой самоорганизации субъекта.

В реальной жизни организацию окружающего мира можно рассматривать как результат достижения определенного уровня самоорганизации, что обусловливает необходимость адекватного представления ее содержания. С этих позиций самоорганизация представляет собой предтечу, совершенно необходимое начало любой организации вообще. Понятно, что и это заключение относится непосредственно к социально-экономическим системам, и прежде всего к индивидууму, с которого авторы и начинают исследования самоорганизации.

Основой проведения такого анализа становится собственно возникновение субъекта, являющееся результатом процесса объективного эволюционного развития. Понятно, что его ОГЛАВЛЕНИЕ, включающее этапы генетической или физиологической организации, необходимо предшествует, но непосредственно не представляет собой самоорганизацию, хотя с какого-то момента организм индивидуума развивается достаточно самостоятельно. Этот феномен является предметом исследования биологии, физиологии и других специальных дисциплин, раскрывающих процессы объективной и смешанной организации на соответствующих уровнях и в конкретных аспектах.

Отправной точкой и необходимой основой социальной организации становится возникновение и развитие сознания индивидуума как проявление процесса и системы интеллектуальной организации. В этом смысле самоорганизацию индивидуума можно квалифицировать как его осознанную деятельность по упорядочиванию представлений и овладению действиями [15, 88]. Под этим подразумеваются исследования и воздействия индивидуума, направленные на самого себя, осмысление и обеспечение собственных потребностей, формирование знаний, оценку качеств и овладение навыками, обогащение культурой и достижение определенного уровня развития личности.

Все это можно представить на рис. 12.3 в виде шести соответствующих стадий самоорганизации, формирующихся с возникно

Рис. 12.3. Стадии самоорганизации жизненного цикла индивидуума

вением сознания индивидуума и так или иначе развивающихся на протяжении всего его жизненного цикла.

Представленная модель отражает общую конфигурацию и последовательность становления и развития самоорганизации индивидуума. Понятно, что начало, интенсивность, результат осуществления стадий самоорганизации могут достаточно широко варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей и конкретных условий, пи их ОГЛАВЛЕНИЕ уже определено, что позволяет структурировать и детерминировать этот процесс.

Так, достаточно полно исследованные и широко представленные в научной литературе 138, 501 модели обеспечения первичных потребностей индивидуума основываются на генетически наследуемых инстинктах, приобретаемых и закрепляемых каждым, функциях становления и осуществления жизнедеятельности. Их последовательное совершенствование и ассоциативное применение в иных целях и сферах приводит к формированию единой комплексной системы навыков самоорганизации индивидуума, реализуемых, прежде всего, в процессе изучения окружающего мира. Этим в свою очередь обеспечивается и начато стадии овладения необходимыми знаниями, ОГЛАВЛЕНИЕ которой последовательно расширяется и специализируется на протяжении всего жизненного цикла индивидуума [79, 95].

Собственно, этого уже достаточно для самостоятельного существования и развития человека, но социальный характер его взаимодействия с окружающим миром объективно обусловливает осуществление высших стадий самоорганизации. Прежде всего, это освоение культуры как общепринятого выражения морфологии организации жизнедеятельности социума [79, 861, обеспечивающего целенаправленное, адекватное, в том числе профессиональное, взаимодействие между индивидуумами, что будет более подробно исследовано в разделе VI, завершающем изложение материала настоящего учебника.

Организационно позиционирующей административное и социальное положение индивидуума становится стадия получения и закрепления им формального и неформального статуса. Она осуществляется параллельно и последовательно в самых разнообразных организациях, обеспечивающих или обусловливающих эффективность его функционирования и развития.

Наконец, высшим уровнем самоорганизации индивидуума становится искусство как достижение наибольшего эффекта и гармонии в самовыражении и самореализации его творческого потенциала. При этом основным выражением достигнутого уровня самоорганизации становится удовлетворение личности самим процессом инновации, априори обеспечивающее индивидуально или социально значимые результаты. Понятно, что оно не всегда и далеко не полностью может разделяться окружающими, но эта оценка относится уже к внешней организации и, хотя влияет на реальную оценку статуса личности, но не всегда становится непосредственной составляющей самоорганизации индивидуума.

Анализ также позволяет сделать вывод о перманентности осуществления самоорганизации в жизненном цикле индивидуума, что определяет ее место и роль в общей системе организации и управления. Вместе с тем он предопределяет необходимость исследования конкретного наполнения каждой стадии самоорганизации и взаимодействия между ними на протяжении жизненного цикла индивидуума. Постановка и решение этих задач возвращают нас к начатому в гл. 6 настоящего учебника рассмотрению структуризации мотивации как внутреннего побуждения индивидуума к активности.

Так, в соответствии с действием закона онтогенеза система интересов индивидуума, отражаемая личностной адаптацией общественно значимых ценностей и совокупностью осознания и представления собственных потребностей, претерпевает последовательное развитие и видоизменяется на всем протяжении как трудового, так и жизненного цикла каждого человека. Она определяющим образом влияет на последовательные преобразования взглядов индивидуума, эволюционно меняющихся от оптимистических до пессимистических убеждений, целенаправленным проявлениям его жизненной позиции, развивающихся от радикальных к либеральным, реализации стратегии организационных изменений, трансформирующейся от реформистской к консервативной.

Это существенным образом предопределяет и корректирует реальную самоорганизацию индивидуума в рамках действия общего механизма социальной организации. Становясь основой личностной ориентации, такая система на каждом этапе жизни человека формирует состав и ОГЛАВЛЕНИЕ рычагов механизма самоорганизации индивидуума в виде широкого спектра практического проявления самых разнообразных мотивов его действия. Наиболее полно они представляются палитрой вариаций применения реального механизма взаимодействия внутренних рычагов побуждения индивидуума к активности, отраженной на рис. 12.4.

Рис. 12.4. Структуризация мотивации индивидуума

В представленной на рис. 12.4 модели агрегируются пять ступеней мотивов самоорганизации индивидуума в соответствии с выявленной выше последовательностью реализации основных стадий этого процесса. При этом действие каждого мотива даст возможность применять определенное количество конкретных рычагов, универсально обеспечивающих осуществление мотивации или стимулирования личности в рамках единой социальной организации.

Архитектоника и ОГЛАВЛЕНИЕ данной модели существенно отличаются от чаще всего рассматриваемых социологами и психологами конфигурации по Маслоу, поскольку отражают организационный подход к представлению самоорганизации индивидуума. Таким подходом обеспечивается не только и не столько классификация мотивов непосредственного поведения индивидуума, сколько их органичная преемственность, взаимосвязь, группировка и взаимодействие со стимулами на основе универсальной системы рычагов механизма самоорганизации.

Представление места и роли универсальных рычагов воздействия на индивидуума особенно важно здесь, поскольку именно оно обеспечивает дальнейшую интеграцию самоорганизации в общий механизм социальной организации. В приведенной модели спектры наиболее значимых из таких рычагов развернуты применительно только к одному мотиву из каждой выделенной группы. В реальном механизме мотивации самоорганизации каждый мотив может действовать посредством адаптированной системы подобных, единых с механизмом стимулирования, универсальных рычагов, обеспечивая побуждение индивидуума к активности.

Понятно, что представленная модель отражает структуризацию общей конфигурации мотивов самоорганизации индивидуума, практическое формирование и применение которой осуществляется конкретным субъектом в реальных условиях. Так, в зависимости от самых разнообразных факторов индивидуум по-разному формирует свое представление об окружающем мире, определяет отношение к нему, вырабатывает возможные варианты реакции, мобилизует необходимые ресурсы и т.д. Все это также непосредственно или опосредованно формирует, адаптирует и реализует механизм самоорганизации, но уже применительно к целям его функционирования и развития в окружающей среде.

Наконец, осмысление результатов собственных действий и происходящих перемен, стимулирующее воздействие непосредственного окружения и конкретных субъектов управления рано или поздно заставляют каждого индивидуума адаптировать сложившуюся самоорганизацию к изменившимся условиям, что проявляется в новых взглядах, ориентации, позиции, активности и соответствующем уровне его развития. Прежде всего, все это происходит в рамках и условиях функционирования и развития конкретных социальных организаций, в которых так или иначе позиционирует себя индивидуум.

В ходе обеспечения необходимых условий существования, становления и развития личности, интеграции в общество каждый индивидуум первоначально эволюционно, а начиная с определенного этапа развития и целенаправленно, самоорганизуется. Это происходит в рамках таких последовательно интегрирующихся социальных организаций, как семья, социум и т.д. Причем такие процессы осуществляются индивидуумом в нескольких самых разнообразных социальных организациях одновременно или последовательно, что оказывает определяющее воздействие на практическое осуществление самоорганизации.

Формирование этих связей определяется объективными условиями воздействия окружающей среды, логикой общественного развития и совершенствованием самоорганизации, отражая преемственность возникновения, становления и закрепления наиболее стабильных и эффективных форм первичных и производных социальных организаций.

Самостоятельно и инициативно развиваясь в социальных организациях на основе постоянно совершенствующейся самоорганизации, индивидуум достигает высокой квалификации и профессионального мастерства, выражающихся в результатах работы организации, общественном признании достигнутого и, в конечном счете, в его карьерном росте. Расширение и углубление потенциала самоорганизации преследует и обеспечивает прежде всего формирование, закрепление и развитие этих и ряда других специфических свойств, обусловливающих самостоятельное решение стоящих перед индивидуумом задач. Вместе с тем оно создает необходимые условия для инновации и становления принципиально иных качеств личности, востребование которых определяется прогрессом цивилизации.

Именно таким совершенно необходимым и определяющим проявлением уровня развития самоорганизации индивидуума становится принятие и реализация решения, обеспечивающего достижение стоящих перед ним целей. Собственно, самостоятельное решение возникающих, делегируемых или формируемых индивидуумом задач и представляет собой непосредственные цели, условия, ресурсы и ОГЛАВЛЕНИЕ самоорганизации.

Уровень самоорганизации индивидуума во многом и определяется сто способностью накапливать и использовать собственный и заимствованный опыт, применяя самый разнообразный инструментарий разработки, принятия и реализации типовых и инновационных решений. Аспектные проблемы уже были рассмотрены в гл. 10 учебника. Здесь же мы ограничиваемся представлением решения только как выражения одного из основных проявлений потенциала механизма организации и реализующейся в нем функции самоорганизации индивидуума.

Понятно, что решение, представляющее универсальную форму выражения интеллектуально-прикладной самоорганизации, наполняется достаточно разнообразным ОГЛАВЛЕНИЕм, объединяет индивидуумов в группы в зависимости от цели, объекта, средств и условий разработки и применения. При этом решение, как уже отмечалось выше, является центральным звеном процесса целенаправленного воздействия субъекта па объект, то есть управления. Причем в большинстве случаев как тот, так и другой могут состоять не из одного, а из нескольких участников, что обусловливает необходимость подробного исследования и представления концепции формирования и использования самоорганизации группы индивидуумов.

Становление социальных организаций, закрепление и развитие конкретных форм их реализации в социуме, разделение, специализация и кооперация как наиболее эффективные методы организации совместного труда [27, 65] обусловили формирование широкого спектра устойчивых групп индивидуумов. Их возникновение, становление, функционирование и развитие чаще всего являются целью и ОГЛАВЛЕНИЕм управления, но оно само и, в конечном счете, общая эффективность осуществления этих процессов в определяющей мере зависят от механизма самоорганизации группы.

Самоорганизация может стать существенным и даже непреодолимым препятствием внешнему воздействию на организацию, что обусловливает возникновение социальных конфликтов. В этом случае прогрессивность целей того или иного начала становится второстепенным фактором, а сложившаяся ориентация и механизм самоорганизации обусловливают конструктивность общего развития организации. Все это определяет место и роль исследования, разработки, апробации, адаптации и представления всесторонне обоснованной концепции механизма групповой самоорганизации как стратегического ресурса и решающего условия функционирования и развития любой социальной организации.

Механизм групповой самоорганизации можно концептуально представить следующим образом (рис. 12.5).

В представлении такой концепции прежде всего необходимо разделить ОГЛАВЛЕНИЕ и влияние самоорганизации и управления на процессы формирования, функционирования и развития группы. Исследование этой проблемы далеко не всегда однозначно, что обусловливается тесным переплетением разнообразных начал в процессе постановки и достижения совместных целей группы. В реальной жизни управление в определенной мере уже рассчитано на конкретный уровень самоорганизации, которая его развивает или сдерживает по ходу достижения общих целей.

Наиболее обоснованным и убедительным подходом к исследованию корпоративной самоорганизации является выделение и анализ проявления формальной и неформальной организации в любой группе. При этом первая, как правило, выражает ОГЛАВЛЕНИЕ и результат управления, а вторая, в числе других факторов, — состояние и развитие самоорганизации. Иначе говоря, в любой группе индивидуумов именно неформальная организация наиболее полно выражает сущность и ОГЛАВЛЕНИЕ потенциала самоорганизации, возможности его мобилизации и использования в процессе целенаправленного функционирования и развития.

Конкретные проявления ресурсов и условий самоорганизации в неформальной организации группы принимают преемственно

Рис. 12.5. Основы механизма групповой самоорганизации

развивающиеся выражения, в которых последовательно выделяются:

• общность миссии и целей участников;

• необходимое разнообразие состава группы;

• комплексность подготовки и сработанность команды;

• авторитетность формальных и неформальных лидеров;

• уровень самовыражения и реализации личности в группе;

• позиционирование, признание и оценка места и роли каждого;

• удовлетворение от совместного участия в работе команды;

• позиционирование группы в общей организации и т.д.

Приведенная классификация отражает элементы, наиболее часто выделяемые самими участниками самоорганизации. В зависимости от конкретной формы социальной организации, как уже отмечалось выше, проявление самоорганизации группы, команды, коллектива, принимает и противоречивые выражения. Это отражает специфику объединения, индивидуальность участников, уникальность корпоративной самоорганизации.

Проведенное выше сопоставление основных свойств самоорганизации комплексно раскрывает составляющие синергетического эффекта неформальной организации. Особое место среди них занимают определяющие свойства групповой самоорганизации, проявляющиеся в конъюгированности, ингрессивности, эмерджентности, агрессивности, корреляционность (см. табл. 9.1). Их сущность раскрывает природу механизма групповой самоорганизации как мобилизации скрытых и формирования новых качеств организации инициированием развития ее внутренних ресурсов.

В реальном взаимодействии в группе эффект самоорганизации наиболее ярко и результативно проявляется в процессах:

• формирования морально-психологического климата;

• выдвижения и избрания статусных персоналий;

• разработки решений методом мозгового штурма;

• наставничества и поддержки молодых специалистов;

• саморегулирования разрешения межличностных конфликтов;

• формирования коллегиальных и коллективных мнений и т.д. Всем известно проявление негативного выражения эффекта самоорганизации по все острее заявляющей о себе проблеме "дедовщины" в армейских организациях или но анализу стратегии и тактики принятия решений участниками популярной телевизионной игры "Слабое звено". В этих ситуациях контрастно проявляется доминирование индивидуального и группового эгоизма как определяющего фактора формирования деструктивной модели командной самоорганизации, что в том или ином виде нередко встречается непосредственно в производственных, а в последнее время все чаще и в коммерческих организациях. Очевидно, что главные ресурсы преодоления подобных тенденций сосредоточены также в потенциале совершенствования механизма групповой самоорганизации.

Эти и другие проявления действия механизма самоорганизации становятся непосредственными предметами конкретных исследований таких областей знаний и дисциплин, как социология, конфликтология, организационное поведение и т.д. Теория организации выделяет и структурирует эти свойства в качестве целенаправленного или сопутствующего результата формирования, функционирования и развития социальной организации. Она раскрывает природу и обосновывает применение организационно-методического подхода к исследованию и разрешению возникающих теоретических и практических проблем самоорганизации.

На этой основе ОГЛАВЛЕНИЕ таких дисциплин, как "Прикладная организация", может насыщаться конкретными разработками, алгоритмами, процедурами формирования, закрепления и развития, необходимыми для организации и управления ее качеством самоорганизации. Такие задачи в проблемно последовательной постановке и развитии эффективно решаются в ходе организации и проведения программ профессиональной подготовки и повышения квалификации менеджеров инновационных предприятий и организаций.

Самые разнообразные свойства самоорганизации, их конструктивное использование или эффективное преодоление во многом обусловливают необходимость построения и развития соответствующих механизмов, формируемых и применяемых обществом в ходе социального прогресса. Так, организацией механизма экономического стимулирования решается широкий спектр универсальных задач адаптации взаимодействия процедур стимулирования. Он реализует разнообразные формы и методы денежного и иного материального вознаграждения в натуральном и нормативном выражении, которые активизируют действия индивидуума.

Этим обусловливается система обеспечения устойчивого воздействия на индивидуума механизма экономического стимулирования, организация позиционирования, построения и применения которого концептуально представлена на рис. 12.6.

Конфигурацией организации представленного механизма выделяются индивидуальный и социальный уровни построения модели экономического стимулирования, тесно взаимосвязанные между собой и отражающие архитектонику, ОГЛАВЛЕНИЕ и последовательность взаимодействия составляющих его методов, процедур, рычагов. Применение представленного механизма основывается на обеспечении целенаправленного использования универсального инструментария экономического стимулирования личности.

На индивидуальном уровне применения механизма экономического стимулирования выстраиваются агрегаты взаимодействия первичных инструментов. Так, организация оплаты

Рис. 12.6. Организация механизма экономического стимулирования

труда в качестве системы оценки и компенсации вложенных работником усилий является самым распространенным и действенным рычагом, обеспечивающим формирование фундамента всей системы (см. приложения, ситуацию 2). Это отражает первичное восприятие и применение данного механизма как способа материального обеспечения физического существования работника.

Вместе с тем стимулирование тесно взаимосвязано и органично обусловливает организацию процесса формирования имущественного комплекса обеспечения комфортных условий существования и развития индивидуума. Подобная организация рано или поздно объединяется с рычагами самовыражения и благотворительности как способами реализации творческих и гуманистических начал личности, отражающими стремление к высшим проявлениям индивидуальности. Это взаимодействие выражается в организации семьи, воспитании детей, увлечении творчеством, общественной деятельности, участии в гуманитарном вспомоществовании па основе осознанных интеллектуальных и материальных вложений индивидуума.

На социальном уровне прежде всего выделяется комплексный ресурс — оценка производительности и качества труда, первоначально определяющая общественный статус индивидуума. Его применение традиционно ориентируется на уровень заработной платы и других, причитающихся работнику средств, формирующих, в свою очередь, условия достижения социальной стабильности. Комплексное использование потенциала этого рычага обеспечивает устойчивую ориентацию индивидуума на сохранение, совершенствование и развитие сложившейся системы экономического стимулирования, определяющую формирование атмосферы доверия и партнерства в обществе. Вместе с другими составляющими оно определяет механизм стабильного социально-экономического развития, обеспечивающий формирование и приумножение индивидуального, корпоративного и общественного экономического потенциала в виде соответствующих распределений и инвестиций в социальный прогресс организаций всех уровней.

Такой подробный пример представления механизма социальной организации необходим для того, чтобы на понятных каждому процедурах показать конкретную реализацию его построения и применения. Естественно, что использование данного ресурса проводится общими универсальными средствами и методами, но их взаимосвязь и зависимость также во многом определяет механизм конкретной организации.

Конструктивность и стройность концепции построения основных рычагов и форм осуществления и развития взаимодействия индивидуума и общества обеспечивается ее представлением в виде организации как интеллектуальной системы отражения действия социально-экономического механизма. Это подтверждает методическую эффективность применения единого организационного подхода с целью представления универсальной модели механизма социально-экономической организации.

Анализ построения и функционирования механизма организации, проведенный на таком конкретном примере, наиболее полно и всесторонне отражает сущность и особенности взаимодействия и развития не только строго формализованных, но и вероятностных процессов и систем. Именно это окончательно доказывает возможность и эффективность отражения формирования, функционирования и развития и построения любых механизмов посредством моделей интеллектуальной организации.