Характеристика этических систем

Подробнее о свойствах этических систем будет рассказано в гл. 2 и 3 настоящего учебника, посвященных индивидуальным и организационным этическим системам.

Этическая система — абстрактная система, являющаяся фактором формирования живого объекта и его поведения. Напомним, что термин "этика" часто употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных принципов, норм, правил поведения индивидов и групп, включая социотехнические группы — бизнес-организации.

Элементом этической системы является мораль: нравственное сознание, нравственная деятельность, нравственные отношения.

"Нравственное сознание: нравственные принципы — гуманизм, патриотизм, интернационализм, альтруизм, утилитаризм, нигилизм, цинизм.

Нравственные нормы: "не убий", "не укради", не лги, уважай старших, не обижай слабого, будь вежлив, не будь равнодушным.

Нравственные категории: добро, зло, благо, счастье, любовь, честь, достоинство, ответственность, правда, польза, насилие.

Нравственная деятельность: поведение, поступок (цель, мотивы, средства, результаты, процесс, их нравственные оценки).

Нравственные отношения: любовь, дружба, симпатия, ненависть, обида, ревность, зависть, благосклонность, доброжелательность".

Основные параметры, характеристики этической системы (любой элемент в зависимости от объекта исследования может исследоваться как отдельная система) следующие:

1) понятия и их смысл, используемые категории этики, стиль моральной аргументации, способы регулирования поведения и оценки, в каких терминах это осуществляется, каков смысл терминов;

2) связи со средой (при условии определенности состава и специфики среды);

3) связи между нормами, влияние норм друг на друга;

4) нормы, правила, заповеди, священные писания, предания, традиции, обычаи, примеры, образцы поведения и т.п.;

5) совокупности норм, этические подсистемы, иерархия норм, уровни норм;

6) субъекты норм и особенности восприятия ими этических систем и отдельных норм, правил;

7) отношения между субъектами, возникающие в процессе их взаимодействия: относительная значимость субъектов, места в иерархии, соподчиненность, дополнение качеств и свойств, влияние, противоречие, конфликт и др.;

8) регистраторы этических норм, правил, заповедей, писаний, преданий, традиций, обычаев, примеров, образцов и т.п. — кодексы, миссия, видение, нормативные документы, памятки;

9) этические модели, образы и их взаимодействие, взаимовлияние;

10) система и методы управления этикой, ее формирование, применение (использование в качестве инструмента достижения целей, управления, оценки), развитие, изменение, анализ, стимулирование, контроль, регулирование.

Свойства системы подлежат исследованию, причем это относится не только к общим филогенетическим системным свойствам, но и к специфическим, онтогенетическим свойствам, их характеру, влиянию на поведение системы и ее элементов. Важное место должно быть отведено исследованию факторов синергии, истории формирования, жизни и деятельности системы, анализу ее текущего состояния и перспектив развития, обеспечению формирования, развития, текущей и перспективной деятельности системы по всем ее видам, исследованию размеров необходимости и достаточности обеспечения, относительной значимости в исследуемый период.

Напомним, что деятельность характеризуют цели, мотивы, средства (системное обеспечение), результаты, процессы, которые исследуются на основе методологии соответствующих научных дисциплин. В частности, процессы в организации исследуются на основе методологии процессного подхода, набирающей популярность в России методологии управления. В ней используются следующие понятия:

процесс — это последовательность операций, процедур, ведущих к преобразованию чего-либо во что-либо (создание чего-либо па основании чего-то). Процесс, как правило, имеет начало и конец;

хозяин процесса — должностное лицо, несущее ответственность за ход и результаты процесса;

ресурсы — ресурсы, выделенные в распоряжение хозяина процесса для его проведения; они могут включать оборудование (производственное, контрольно-измерительное, офисное и др.), персонал, помещения, среду, транспорт, связь, материалы (вспомогательные), финансы, документацию и т.д.;

параметры процесса — характеристики (информация), по которым хозяин процесса и высший руководитель могут судить о том, насколько эффективно выполняется процесс и достигаются ли запланированные результаты;

потребитель — потребитель результатов процесса, степень удовлетворенности которого также предназначена для оценки эффективности процесса;

входы процесса — входные объекты (сырье, продукция, комплектация, информация или услуга), которые преобразуются в выходы процесса в ходе его выполнения. Часто входы одного процесса являются выходами другого;

выходы процесса — продукция, информация или услуга, ради которой существует процесс;

сеть процессов организации — объединение взаимосвязанных и взаимосогласованных процессов организации в единую систему.

В этических системах происходят разного рода процессы, для исследования которых процессный подход может оказаться вполне продуктивным.