Халифат: арабо-мусульманская мир-империя

Арабский Халифат был не только более обширной, чем все предыдущие, мировой державой, но и объединил могущественное территориальное владение "от моря до моря" со средиземноморским "полукольцом". Из пророков мировых религий Мухаммад единственный был купцом, и он оставил наставления, поощрявшие "добрую торговлю", которой весьма благоприятствовала захваченная мусульманами сеть дальних торговых дорог. На них арабы с рубежа VII–VIII вв. развернули экспансию уже не только на конях, но и на верблюдах и парусных судах.

Халиф Муавия перенес столицу из "города пророка" Медины в древний центр скотоводства и караванных путей Дамаск (661 г.) и одновременно основал арабский флот. Халиф ал-Мансур, чтобы удержать контроль над Ираном, решил выстроить новый столичный город Багдад (от древнеперсидского агдад – "божий дар") на Тигре, рядом с разрушенным Ктесифоиом и недалеко от мест, где располагались прежде Вавилон и Селевкия. С основанием Багдада (762 г.) к нему стянулись нити Великого шелкового пути, на котором арабы захватили Мерв, Балх и другие оазисные города. Начался расцвет портовой Бассоры (или Басры, от араб. "белокаменная"), расположенной ниже по течению Тигра и Евфрата, перед их впадением в Персидский залив ("Басрийское море"). От нее направлялись корабли по Дороге ароматов – на запад к Малабарскому берегу Индии (и дальше), на восток – к северу Африки. Наконец, арабские "синдбады-мореходы" стали осваивать океанические пути к югу вдоль берегов Африки вплоть до экваториального острова Занзибар и еще более далекого Мадагаскара.

У покоренных иранцев и теснимых восточных римлян арабы заимствовали монетные образцы, создав развитую денежную систему: медяков для мелких покупок, серебряных дирхемов (от "драхм" Сасанидов) и золотых динаров для крупных сделок. У плененных в Таласской битве китайцев арабы узнали секрет производства бумаги, вместе с десятичной системой счисления (перенятой у индусов), весьма пригодившейся для завещанной пророком аккуратности в деловых расчетах (в том числе безналичных) и введения практики долговых расписок – "сакков" (чеков).

К мусульманской торговле восходят такие понятия, как базар – "торг на открытом месте, уставленном рядами лавок", магазин (махзин) – "лавка, склад товаров не в рядах, а в отдельном доме или на этаже", киоск – "беседка для торга" и т.д. Основав на южной оконечности Испании поселение Тарифа, арабы стали взимать с проходивших через пролив кораблей пошлины в размере 1/10 ценности груза. Так возникло понятие тариф – ставки, взимаемой за провоз товара через границы.

Экономические нормы шариата как организационные начала мир-империи

Завоевания предоставили арабам не только торговые пути, но и плодородные пахотные угодья и налаженные системы искусственного орошения, центры развитого ремесла. Правовую основу Халифату как редистрибутивной мир-империи дал шариат (от араб. шариа – "надлежащий путь"), содержащий указания относительно налогообложения арабов и жителей покоренных земель, которые делились на язычников-политеистов, к которым ислам был нетерпим, и "людей Писания" – приверженцев зороастризма, иудаизма и христианства. "Люди Писания" при упорстве в вероисповедании должны были платить ежегодную поземельную (харадж) и подушную (джизия) подати (от 1/3 до 1/2 урожая)[1], но могли избавиться от податей и презрительного отношения, приняв ислам. Так и поступали иранцы и многие христиане, включая тех, кто прежде готов был терпеть страдания за свои еретические взгляды в землях Восточной Римской империи и Сасанидов.

Каждый мусульманин был обязан к ежегодной очистительной милостыне – закяту (аз-закят – "очищение"); в обычном размере – 1/40 ценности скота (1 овца из 40) и другого движимого имущества; 1 /40 ценности продуктов, извлекаемых из земных или морских глубин; 1/20 или 1/10 урожая (в зависимости от того, используется ли искусственное орошение). Закят подлежал употреблению на оплату тех, кто сражается за веру (воинство), углубляет и распространяет знания о ней (духовенство), а также на поддержку бедноты и путников. Поклонение Аллаху требовало справедливого раздела военной добычи (ганимы) и употребления 1/5 ее на ОГЛАВЛЕНИЕ семьи пророка, вспомоществование путникам, беднякам и сиротам.

Опираясь на слова Мухаммада, "тот, кто возделал никому не принадлежащую землю, обладает наибольшими правами на приобретение ее в собственность", мусульманские законоведы разработали в VIII в. учение об условиях перехода "пустопорожней" земли (мават) в собственность всякого, кто ее "оживит". В то же время в соответствии с заветом пророка "люди – сотоварищи в пользовании тремя вещами: пастбищами, водой и огнем", эти три "вещи" не допускались в частное владение и подлежали коллективной или государственной собственности.

В Багдадском халифате стали нормой предоставление мусульманскому духовенству движимого и недвижимого имущества на богоугодные цели – накф (от "аукаф" – "удержание") и пожалования вельможам земель в акта (от "акта" – "наделять") для сбора налогов. Получатель икта – иктадар – собирая поземельный налог харадж (от 1/3 до 2/5 урожая) с пожалованной ему территории, отдавал в казну десятину (ушр), а остальное забирал себе. Эту практику обобщил в "Книге подати" верховный судья Абу Юсуф (Абу Йусуф), отметивший также обычай отдавать сбор податей на откуп богатым купцам (и порицавший его).