Гуманизация технического знания и деятельности

В свете всего сказанного становится очевидным, что придание научно-техническому прогрессу гуманистического смысла, гуманизация научно-технического знания в настоящее время — настоятельная жизненная потребность и культурный императив, адекватный ответ на "вызов" человеческой истории.

Наука и техника ценны не сами по себе, а лишь в той мере, в какой они способствуют улучшению образа жизни людей, духовно-нравственному их развитию, гуманизации социальных связей и отношений.

Проблема "наука и ценности" является сегодня крайне актуальной, недостаточно разработанной и весьма дискуссионной. Однако становится все очевиднее, что "нейтральной", свободной от ценностей, в том числе и гуманистических, наука быть не может. Это в полной мере относится не только к естественным и социально-гуманитарным наукам, но и к техническим наукам.

Наука, являясь определенным социальным институтом, включена в конкретный социокультурный контекст и имеет свою нормативно-ценностную систему. В этой связи можно говорить о внутринаучных ценностях, о внешних по отношению к ней ценностях, наконец, о ценностях самой науки.

Несомненно, ученые вообще, в том числе и технического профиля, как члены общества, к тому же наиболее осведомленные о возможностях науки, техники и технологии, должны обеспечить использование их достижений в гуманных целях, на благо общества и человека. Иначе ученый становится всего лишь "роботом", которого можно использовать для достижения любых целей.

В настоящее время значительно возрастает роль социально-этических и гуманистических аспектов развития и функционирования науки, техники и технологии. Эти аспекты не являются чисто внешним моментом, а входят в само "тело" науки как необходимая часть, как "условие мыслимости" и эффективной реализации истины.

Ценностная ориентация ученого сопровождает его творчество, в значительной мере определяет стратегию, ход и результат научного исследования. Чисто прагматические, сциентистские ориентации ученых ныне дискредитировали себя, показали свою полную несостоятельность, стали просто социально опасными. Ученые несут ответственность за возникновение многих глобальных проблем, за ряд негативных последствий научно-технического прогресса. Сейчас гуманизация науки приобретает императивный характер. Науке просто необходима гуманистическая парадигма. Она должна полностью обратиться к человеку, его существованию, выживанию и перспективам дальнейшего развития.

Современная наука создает новую исследовательскую ситуацию, при которой человек рассматривается в мире, сфере материального производства и научно-технического прогресса не просто как "фактор", а как высшая ценность. В научных исследованиях все сильнее утверждается аксиологический компонент, а также антропный принцип, который требует рассматривать человека в качестве важнейшего элемента Вселенной, включать в научное познание (в том числе и в естественные и технические науки) человеческую деятельность, преодолевать разрыв между субъектом и объектом, сближать мир природы и мир человека.

Сегодня все чаше говорится о необходимости осуществления в области науки антропологической, гуманистической диагностики и экспертизы.

Научно-техническая революция, многочисленные научные открытия и технические достижения, которые могут быть использованы во вред человеку и угрожать самой его жизни, ставят массу нравственно-этических проблем перед учеными, актуализируют значимость этики науки. В связи с этим международные организации ученых (Всемирная федерация научных работников, Пагоушское движение и др.) пытаются привлечь внимание мировой общественности к проблеме ответственности при решении научных и технических задач, чтобы не допустить гибели цивилизации. Возрастание социальной и нравственной ответственности ученых — одна из существенных особенностей нашей эпохи.

Современный субъект научно-технического знания практически имеет дело с системой "человек—техника—среда", с социально-техническими объектами, решает задачи типа "цель — средство", а потому в своей деятельности, при разработке, проектировании, создании новой техники и технологии, в предложениях и рекомендациях относительно новых форм организации производства, при формировании техносферы и производственной сферы просто обязан иметь в виду личность работника, "человеческое измерение", учитывать социально-гуманитарные, гуманистические, эргономические, психологические, этические, эстетические и экологические аспекты функционирования современной техники и технологии.

Как уже отмечалось ранее, на смену классической и системотехнической инженерной деятельности приходит социотехническое проектирование, в котором сделан решительный поворот к человеку. А в силу этого современному научно-техническому специалисту профессионально необходимы гуманитарная культура, социально, гуманистически ориентированное мышление и социально-гуманитарное знание.

Нынешнее материальное производство и научно-технический прогресс требуют от инженера высокой гражданственности, социальной и нравственной ответственности. Ему следует в своей деятельности оценивать технику и технологию с гуманистической позиции, а не только с точки зрения их производительности и эффективности. Можно сказать, что современная инженерия нуждается в гуманистической диагностике и экспертизе.

Таким образом, существует такая важная проблема философии техники, как оценка техники и технологии и выработка в этой связи определенных норм. В технических и технологических решениях стали использоваться социальные, антропологические, этические, эстетические и экологические оценки, учитываться гуманитарные последствия развития новой техники и технологии. Следовательно, оценка технико-технологического развития и инженерной деятельности должна носить системный, многосторонний характер, руководствоваться гуманистическим идеалом, т.е. техника и технология должны быть не только экономичными, эффективными и полезными, но и "человечными", надежными, безопасными для человека.

В связи с этим в современной научной деятельности выделяется принцип предосторожности, согласно которому при возникновении разумных сомнений в безопасности новой технологии те, кто ее создал и намерен применять, должны предоставить убедительные аргументы в пользу безопасности этой технологии [54, с. 466].

Говоря о техническом прогрессе (в том числе прогрессе технических наук, без которого материальный прогресс техники на современном этапе становится в принципе невозможен), выделяют следующие регулятивные функции гуманистического идеала:

• техническое развитие должно ориентироваться на служение человеку, его жизни, здоровью, самосовершенствованию, гармоничности;

• человек не должен превращаться в придаток машины, ее функцию, т.е. в средство;

• эксплуатация природы должна трактоваться как антигуманная, поскольку ведет к нарушению среды обитания человека, разрушает систему "человек — мир", лишает человека естественных образцов для подражания и творческого вдохновения;

• создавая предпосылки для социального мира и использования техники в общечеловеческих интересах, необходимо ориентироваться на равенство людей и самоценность каждого человека;

• творчество человека, выступающего творцом, в том числе в области техники, должно регулироваться гуманистическими принципами [19, с. 219].

Многие исследователи (Г.П. Щедровицкий, В.М. Шепель, A.B. Юревич, Б.Г. Юдин и др.) справедливо говорят о всё возрастающей технологической роли науки. Словом, современная наука призвана генерировать не только новые знания, но и новые технологии. Данное положение относится не только к естественным и техническим, но и к социально-гуманитарным дисциплинам.

В настоящее время подлинное трансформирование российского общества, успешное реформирование различных его сфер (экономической, политико-правовой, социальной, духовной, бытовой и управленческой) просто невозможно без опоры на социально-гуманитарные знания, использования социальной и гуманитарной технологии, социогуманитарной диагностики и экспертизы. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что большое количество научно-технических специалистов заняты в правительственных, административных структурах, а поэтому просто обязаны овладевать социальной и гуманитарной технологией.

Социальная технология — это способы и методы преобразования социальной действительности, воздействия на социальные процессы, общности людей и институты, практическое использование социально-гуманитарного знания в организационно-управленческой деятельности с ориентацией на социальный эффект, основу определения процедуры, "как" и "каким образом" это сделать.

Следовательно, социальная технология носит преимущественно рациональный, утилитарно-прагматический и инструментальный характер, направленный на практическую реализацию социальных проектов, программ и решений в общественную жизнь, реальную жизнедеятельность людей.

Очевидно, что социальная технология основывается прежде всего на прикладных социальных науках. Ее рациональный, инструментальный, в значительной мере обезличенный характер позволяет использовать формализованные методы, определенные алгоритмы, схемы и модели, принципы и методы математики, кибернетики и синергетики, хотя и с большими ограничениями.

Если понимать социальную технологию в самом широком смысле слова, то можно выделить такие ее основные виды, как политическая, правовая, экономическая, экологическая, организационно-управленческая, коммуникативная, педагогическая и др.

Понятие "гуманитарная технология" встречается в научной литературе крайне редко. В этой связи заслуживает самого пристального внимания следующее определение данного понятия, предлагаемое В.М. Шепелем: "Технология гуманитарная — практическое использование гуманитарного знания в целях обеспечения направленного воздействия на совершенствование личности, ее предметно-вещественной, социальной и природной среды" [67, с. 51]. В данном случае прилагательное "гуманитарная" объединяет два смысла, выражая как отнесенность к гуманитарным наукам, так и сфокусированность на человека.

В принципе, различие между гуманитарной и социальной технологиями состоит в следующем: там, где речь идет о технологических воздействиях на индивида (индивидов), следует говорить о гуманитарных технологиях; там же, где речь идет о воздействиях на социальную общность любого масштаба, имеет смысл говорить о социальных технологиях. При этом необходимо отметить, что если социальная технология в основном носит обезличенный характер, то в фокусе гуманитарной технологии находится человек, рассматриваемый как высшая ценность, и цель общественного развития, во главу угла ставится живая, целостная личность со своим внутренним миром и телесно-физической организацией; данная технология основывается на идеях гуманизма, учитывает "человеческое измерение" во всех видах деятельности и во всех сферах общественной и личной жизни.

Правда, часто эти два вида технологий на практике тесно связаны между собой, дополняют друг друга, а поэтому порой правомерно говорить и об интегральной социально-гуманитарной технологии, что является, пожалуй, идеальной формой их единства.

Востребованность социально-гуманитарного знания выражается в росте числа социальных технологов, особенно политтехнологов, создании научных центров и коллективов (академических, вузовских, отраслевых и независимых), занимающихся проблемами социогуманитарной технологии, появлении клиентов-заказчиков, подготовке соответствующих кадров. Однако далеко не всегда подобная деятельность соответствует гуманистическим принципам.

Ныне все важнейшие государственные документы, законотворческая деятельность, кардинальные реформы, судьбоносные организационно-управленческие, политические, правовые и экономические решения необходимо социально-технологически и гуманитарно-технологически обосновывать, осуществлять предварительную социогуманитарную диагностику и экспертизу, предвидеть социальные последствия решений.

Гуманистический идеал выступает основой такой важной ценностно-моральной нормы современного технического развития, как ответственность. В форме ответственности человек сознает свое позитивное или негативное воздействие на мир и на самого себя. Хотя гуманистический идеал не является панацеей, имеет черты неосуществимости и желаемости, разделяется не всеми людьми, тем не менее ориентация на него может усилить ответственность и решимость построить более безопасный для человека и природы мир. Гуманистический идеал накладывает определенные ограничения на техническое развитие, но эти ограничения являются необходимым условием существования и развития как самого человека, так и техники.