Гуманитарная экспертиза

Гуманитарная экспертиза — разновидность междисциплинарного "мета-консультирования" (А. Маслоу).

В самых различных сферах общественной жизни эта социальная технология позволяет реализовать ряд социально значимых функций, таких как:

• диагностика;

• оценка;

• идентификация (атрибуция, квалификация);

• прояснение и объяснение сложившейся ситуации;

• консультирование;

• определение оснований;

• обоснование реальности осуществления;

• выявление возможных последствий (позитивного и негативного планов);

• оказание помощи;

• социальная защита-Специфика гуманитарной экспертизы (далее — ГЭ) вытекает из особенностей гуманитарного знания. При оценке эффективности социальных проектов в контексте их целесообразности в плане оценки перспектив личностного развития ГЭ ориентирована прежде всего на выявление возможного нарушения баланса социальной безопасности и свободы.

Социальная безопасность связана с реализацией отмеченных ранее уровней инфраструктуры личности: обеспечение жизни, здоровья, сохранения и развития культуры и соответствующей идентичности, развития экономической и политической систем. Однако эти уровни рассмотрения и соответствующие критерии носят относительный характер. Абсолютным критерием ГЭ оказывается обеспечение возможности самоопределения — свободного ответственного выбора.

Главная цель ГЭ — соотношение социально-культурного (нормативно-ценностного) и личностного уровней. Именно этот аспект фактически выделяется во многих работах, посвященных различным видам ГЭ: этической приемлемости, психолого-педагогической обоснованности. Именно он лежит в основе широких дискуссий о клонировании, абортах, эвтаназии, использовании стволовых клеток, биометрии и пр.

ГЭ оценивает любую деятельность с точки зрения ее последствий для человека — как целого (социум) и как индивида. Другими словами, специфика ГЭ связана с выявлением влияния психологических особенностей людей на социальные события и воздействия социальных событий на психологические особенности людей.

Возможности такого сравнения обеспечивает специфика ГЭ.

Прежде всего, это нормативно-ценностное ОГЛАВЛЕНИЕ ГЭ, включающее выявление:

• базовых ценностей конкретного социума;

• ценностного содержания идентичности конкретной субкультуры — вплоть до отдельного индивида;

• перспектив данных нормативно-ценностных систем: возможностей их реализации и развития или угроз их реализации.

По своей сути, ГЭ оказывается соотнесением нормативно-ценностных комплексов (basic values) различного уровня: национального, этнического, конфессионального, возрастного, профессионального и т.д.

В методическом плане ГЭ представляет собой пошаговую реализацию следующего алгоритма:

(1) диагностика (идентификация, атрибуция, квалификация) базового (выбранного в качестве "стандартного") нормативно-ценностного комплекса;

(2) диагностика нормативно-ценностного комплекса оцениваемого явления, проекта, программы;

(3) соотнесение результатов шагов (1) и (2);

(4) оценка (интерпретация) результатов шага (3);

(5) выявление (прогноз) последствий реализации нормативно-ценностного комплекса, выявленного на шаге (2) для базового нормативно-ценностного комплекса.

Из этого следует, что ГЭ строится относительно некоего нормативно-ценностного базиса, ее результаты релятивны и релевантны относительно этого базиса. Подобное выявление и систематическое соотнесение нормативно-ценностных комплексов конкретных культур не может быть осуществлено силами исключительно какой-то одной специальной дисциплины.

Конкретные методы, используемые в ГЭ, могут быть самыми различными: контент- и интент-анализ, метод семантического дифференциала и информационно-целевой анализ, логический и психологический анализ и т.д. и т.п. ГЭ может осуществляться в любой сфере и опираться на средства любой научной дисциплины, но только при условии их гуманитарного использования. Например, Р. Оппенгеймер, А. Эйнштейн, А. Д. Сахаров, в разнос время выступая против термоядерного оружия, опирались на естественнонаучные данные, используя их, тем не менее, как аргументы именно в ГЭ. Поэтому главной особенностью ГЭ является ее комплексный и междисциплинарный характер, интегративно соотносящий и сводящий воедино психологические, этические, культурологические и философские аспекты. Центром, фокусом, стягивающим воедино эти аспекты, является личность, поскольку главная задача ГЭ — не просто соблюдение принципа "не навреди", а сохранение и обеспечение перспектив личностного развития, самоопределения как возможности ответственного выбора.

Наиболее очевидна необходимость ГЭ в сфере образования. Речь идет не о противопоставлении гуманитарных дисциплин точным и естественнонаучным, а об их взаимодополнительности и взаимонеобходимости. Раскрыть значение и роль ответственности человека за его поступки, за его экономическую деятельность и т.д.: всякое нравственное воспитание зависает в воздухе, если не вооружает человека реальными средствами решения возникающих перед ним проблем: профессиональных, научных, бытовых и пр.

Особую актуальность приобретает ГЭ преобразований в правоохранительных органах, состояние и перспективы пенитенциарной системы, административных и законодательных инициатив. Широкое поле для ГЭ предоставляет деятельность СМИ. Не менее актуальна ГЭ деловой активности, отраслевых и региональных программ, конкретных бизнес-проектов в контексте повышения их социальной ответственности по отношению к потребителям и партнерам, населению в целом и собственному персоналу.

ГЭ позволяет не только оценить опасность конфликтов, но и создать основу согласования интересов — не в политической и экономической сферах, а их предпосылке в сфере представлений о жизненных целях и критериях. Только учет таких долговременных и интегративных целей позволяет консолидировать общество, разрешать социальные конфликты, в том числе застарелые, обеспечить профилактику экстремизма.