Гуманистический взгляд

В начале XX в. В. Штерн разработал систему критического персонализма.

Личность – целостность, обладающая поверхностными и глубинными слоями. Поверхностные слои личности обращены к миру, глубинные образуют специфическое образование – "Я". О личности нельзя судить по отдельному показателю, необходима полисимптоматика.

Персоналистический подход распространяется на все психические явления: мышление, память, внимание, воображение, чувства.

Ученики Штерна были развеяны войной по всему миру, и эта школа не получила развития. Однако его вклад был по достоинству оценен (см., например, Allport, 1961).

Три направления в психологии

Бихевиоризм ассоциирован с такими понятиями, как объективный, экспериментальный, безличный, логикопозитивистский, операциональный, лабораторный.

Психоанализ – с понятиями фрейдистский, неофрейдистский, эго-психология, ид-психология, динамическая психология, инстинктивный, психология бессознательного.

Гуманистическая психология связана с такими понятиями, как феноменология, экзистенциализм, самоактуализация, Я-геория, внутренний опыт, существование и становление.

Эти три направления характеризуются разными способами познания.

Первый способ – выдвижение гипотезы и ее проверка на основе внутреннего опыта.

Второй способ – выдвижение гипотезы, ее эмпирическая проверка, согласование с результатами других ученых.

Третий способ, по К. Роджерсу – "межличностное познание", основанное на эмпатии исследование событий, совершающихся внутри человека. Путь такого познания двойной:

а) подтверждение правильности гипотезы самим клиентом;

б) подтверждение гипотезы объективными методами.

Использование только одного способа чревато серьезными ошибками.

Актуализация и самоактуализация

В основе самоактуализации посвящение жизни Б-ценностям (бытийным ценностям) – предельным ценностям, которые не могут быть сведены к чему-то более высокому.

Их четырнадцать: истина, красота, добро древних, совершенство, простота, всесторонность, целостность, живость, уникальность, порядок и ряд других.

Все другие ценности получили наименование Д-ценности (дефицитарные ценности), переживаемые как потребности в еде, воде и т.п.

Присвоенные человеком Б-ценности становятся его потребностями, которые Маслоу назвал метапотребностями.

Подавление метапотребностей он назвал метапатологиями – заболеваниями души, состоящими в потере доверия к миру и людям.

Метапотребности живут в каждом человеке, и роль консультанта состоит в том, чтобы помочь людям осознать с вой метапотребности.

Самоактуализация означает полное, живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью. Это момент, когда "Я" реализует самое себя.

Самоактуализации часто препятствует такая защита как деритуализация, состоящая в отказе от Б-ценностей. На этом часто строится конфликт поколений. Деритуализации важно противопоставить реритуализацию – появление возможности снова увидеть святое, вечное и символическое.

Удовлетворенность жизнью

Удовлетворенность жизнью является очень важной психологической составляющей, достижение которой у сотрудников организации может считаться одной из целей усилий руководителя.

Конечно, некоторые руководители могут возразить, что достижение всеобщего удовлетворения – это не их задача. В таких случаях дополнительные усилия могут быть направлены на доказательство того, что именно доброе психологическое самочувствие является одной из ведущих причин повышения эффективности на работе и в конечном счете повышения прибыли организации.

Удовлетворенность жизнью является отражением персональной оценки клиентом собственного благосостояния и качества жизни, опирающейся на субъективно избранные им критерии.

В нескольких исследованиях обнаружена связь удовлетворенности жизнью и психологической реактивности, уровня самооценки, религиозности, внутреннего локуса контроля. Обнаружены также обратно пропорциональные отношения между удовлетворенностью жизнью и уровнем депрессии.

Раздражение оказывает противоречивое влияние на удовлетворенность жизнью. С одной стороны, оно может выполнять адаптационные, катарсические и энергетизирующие функции. С другой стороны, раздражение может вести к неэффективным тратам энергии.

Хонг и Гианнакопулос (Hong & Giannakopoulos, 1994) провели интегративное исследование, целью которого являлось определение весового влияния каждой из вышеназванных характеристик на удовлетворенность жизнью. Исследование было проведено с помощью тестирования 1700 человек семью разными тестами. В результате появилось уравнение множественной регрессии, отражающее парциальное влияние основных психологических характеристик на уровень удовлетворенности жизнью:

Удовлетворенность жизнью = К + 0,462 (уровень самооценки)* – 0,312 (уровень депрессии)* – 0,243 (раздражение)* + 0,235 (внутренний локус контроля)* + 0,116 (религиозность) + 0,108 (возраст) + 0,038 (реактивность).

* Факторы, оказывающие статистически значимое влияние.

Результаты исследования показывают, что усилия менеджера по повышению удовлетворенности жизнью у сотрудников могут быть направлены в первую очередь на работу с четырьмя психологическими характеристиками: уровнем самооценки, снижением депрессии и раздражения и формированием внутреннего локуса контроля.