Гуманистические идеи эпохи Просвещения и Нового времени

Одновременно в политической философии развивается другая концепция политической власти и управления, основанная на принципах гуманизма и демократии. Французские и английские философы эпохи Просвещения заложили основы конституционализма и разделения властей в политике, создав систему "сдержек и противовесов". Одним из наиболее известных политических философов своего времени был Шарль Луи Монтескье.

Биографическая справка

Шарль Луи де Секонда Монтескьё, барон де Монтескьё (1689– 1755), французский философ-просветитель, историк, писатель, вначале изучал право в университете г. Бордо, затем был председателем судебной палаты, но в 1726 г. оставил государственную службу. С 1728 г. член французской Академии. Монтескьё принял участие в создании "Энциклопедии", возглавлявшейся Дени Дидро. Наиболее значительные произведения Монтескьё – "Персидские письма" (1721), "Размышления о причинах величия и падения римлян" (1734) и др. В своем основном сочинении "О духе законов" (вышло анонимно в Женеве в 1748) Монтескьё выступил с обоснованием географического детерминизма в понимании общества.

Монтескье провозгласил, что свободное развитие может быть обеспечено лишь в том случае, если власть в государстве будет разделена на три обособленные ветви, каждая из которых станет сдерживать и уравновешивать другие. В книге "О духе законов" Монтескье написал слова, вошедшие в золотой фонд современной политической философии как теория разделения властей.

Из первоисточника

"Политическая свобода может быть обнаружена только там, где каждый человек, наделенный властью, склонен злоупотреблять ею и удерживать в своих руках власть до последней возможности <...> Для того чтобы предупредить подобное злоупотребление властью, необходимо, как это вытекает из самой природы вещей, чтобы одна власть сдерживала другую. Когда законодательная и исполнительная власти объединяются в одном и том же органе <.„> не может быть свободы. С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной. И наступает конец всему, если одно и то же лицо или орган, дворянский или народный по своему характеру, станет осуществлять все три вида власти"[1].

В своей политической философии Монтескье исповедовал также принципы географического детерминизма. Он высказал идею о том, что законы страны (точнее "дух законов") должны соответствовать условиям географической среды, только тогда государство способно гармонично и успешно развиваться во времени и пространстве. На основе сравнительного анализа "духа законов" разных народов французский философ вплотную подходит к формулировке принципа соответствия политики, права и территории. Он лаконично и образно сформулировал кредо географического детерминизма в политической философии: "Власть климата есть первейшая власть на земле"[2]. Именно климат, по мнению Монтескье, оказывает прямое воздействие на физиологическое состояние людей, а значит и на их психологию. В свою очередь, это имеет решающее значение при организации общественного устройства и установлении политических порядков: "...малодушие народов жаркого климата всегда приводило их к рабству, между тем как мужество народов холодного климата сохраняло за ними свободу"[3].

Таким образом, климатические условия становятся у Монтескье основанием для сравнительного анализа "духа законов" разных народов. С высоты современного развития политической философии подобная прямолинейная интерпретация влияния климата на общественную жизнь народов кажется достаточно наивной. Да и в работах известных немецких философов, таких как Г. Гегель, К. Риттер, А. Гумбольдт, была дана справедливая критика вульгарного географического детерминизма, прозвучал призыв более зрело и взвешенно подходить к интерпретации природных факторов в политическом процессе.

В эпоху Просвещения появляется еще одна новая важная идея в политической философии – концепция прогресса, под которой просветители понимали в первую очередь прогрессивное развитие человеческого разума. Как отмечает П. Тиллих, важнейшей частью идеологии прогрессизма является убеждение в прогрессивной направленности всякого творческого действия и знание тех сфер жизнетворчества, где прогресс составляет сущность связанной с ним действительности (например, техники)[4]. Тем самым символ прогресса включает в себя движение вперед к некоторой цели.

Линеарная концепция прогрессивного развития утверждала неуклонное восхождение человечества по прямой к высотам разума, справедливости, мира и добра. В политической философии это предопределило появление так называемой лестницы прогресса, где страны и народы располагались на разных ступенях развития по сравнению с прогрессистским идеалом. Среди французских просветителей наиболее полно использовал линеарную концепцию прогресса Жан Кондорсе в своем сравнительном исследовании политических эпох в развитии человечества.

Биографическая справка

Мари Жан Антуан Никола Кондорсе, маркиз де Кондорсе (1743–1794), французский философ-просветитель, ученый и политический деятель, уже в 26 лет был избран членом Французской академии наук за математическую работу, посвященную интегральному исчислению. В 1773 г. он получил премию Берлинской академии наук за историю комет и тогда же был избран секретарем Французской академии за биографии выдающихся ученых своего времени (написал около 50 биографий членов академии, в том числе биографии Тюрго и Вольтера, которых знал лично). Кондорсе сотрудничал в "Энциклопедии", был другом Д'Аламбера. В философии он являлся сторонником деизма и сенсуализма, в политике отстаивал право человека на свободное распоряжение плодами своего труда и свободное развитие личности, выступал за всеобщее политическое равенство. Главным инструментом проведения реформ он считал парламент. После бегства Людовика XVI в Версаль Кондорсе основал газету "Республиканец, или Защитник представительного правительства". В 1790 г. он заседал в Парижском муниципалитете, а в конце 1791 г. стал президентом Законодательного собрания. Кондорсе работал в комиссии из девяти человек над жирондистским проектом новой республиканской конституции. Когда Конвент отверг эту конституцию и принял якобинский проект де Сешеля, Кондорсе опубликовал послание к народу, за что был объявлен Конвентом вне закона. Робеспьер обвинил Кондорсе в национальной измене, и, опасаясь ареста, философ был вынужден скрываться у вдовы скульптора Берне, где написал свой главный труд – "Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума" (1795). Закончив его, Кондорсе покинул свое убежище, три дня бродил в окрестностях Парижа, после чего был арестован в деревне Кламар и препровожден в тюрьму, где принял яд, чтобы избежать гильотины.

В основе сравнительного анализа политических эпох, предпринятого Кондорсе, лежат прогресс научного знания и наиболее важные достижения науки и техники. Кондорсе писал о том, что нет никаких пределов в развитии человеческих способностей и потому "никогда развитие не пойдет вспять", хотя на разных этапах прогресс может иметь разную скорость[5]. В историческом развитии человечества Кондорсе выделил 10 основных эпох (табл. 2.1).

Таблица 2.1. Основные эпохи в развитии человечества по Ж. Кондорсе

Эпоха

Основное ОГЛАВЛЕНИЕ

Характеристика

1

Эпоха племенной организации человечества

Основными занятиями людей в это время были рыболовство, охота и собирательство. Наука только еще зарождалась и была ограничена начальными познаниями в области астрономии и знакомством с целебными травами. Человек был полон предрассудками и суевериями. Зарождался институт духовенства (появились первые колдуны и шаманы). Их влияние на развитие разума неоднозначно: с одной стороны, они распространяли вредные заблуждения, с другой – способствовали развитию просвещения

2

Переход от скотоводства к земледелию

В результате этого процесса человеческий труд стал более производительным. У человека впервые появился досуг, что оказало заметное положительное воздействие на развитие его разума и талантов. Развиваются и совершенствуются науки, особенно астрономия и медицина. Одновременно с этим совершенствуется и искусство вводить в заблуждение людей, чтобы было легче их эксплуатировать

3

Прогресс земледельческих народов до изобретения письменности

В этот период усиливается классовое неравенство, возникают новые формы общественно- политического устройства, впоследствии получившие название республиканских. Растут города – центры ремесла и торговли, административной и судебной власти. Формируется наследственная каста жрецов. По мнению Кондорсе, основная причина возникновения религии – сознательное насаждение жрецами невежества среди народа

4

Эпоха Античности

Впервые в Греции наука становится занятием и профессией замкнутого круга людей. Начинается быстрый прогресс человеческого разума: с одной стороны, возникает культура теоретизирования, с другой – искусство наблюдения фактов. Одновременно с этим продолжают существовать предрассудки и суеверия

5

Прогресс наук от их разделения до их упадка

В этот период начинается процесс дифференциации научного знания; от философии отделяются все новые и новые дисциплины, возникают различные научные школы. В науке начинает распространяться скептическое отношение к ранее доказанным истинам. Сигналом полного упадка наук, по Кондорсе, стало распространение и возвышение христианской религии

6

Упадок просвещения

Этот период продолжался вплоть до начала крестовых походов. В эту эпоху Кондорсе различает Восток и Запад. На Востоке упадок просвещения шел более медленно, но перспектива возрождения разума и науки выглядит весьма проблематично. На Западе, напротив, упадок был стремительным, но в конце концов вновь появился и начал развиваться свет разума. Варвары, разрушившие Рим, не только уничтожили прекрасные памятники человеческого духа, но и прекратили рабство, на смену которому приходит крепостное право

7

Эпоха от первых успехов наук в период их возрождения на Западе до изобретения книгопечатания

По мнению Кондорсе, даже в обстановке религиозных войн дух прогресса никогда не угасал: подавляемый в одних, он возрождался в других странах мира. Начинается быстрое развитие производства: появляются первые бумажные фабрики и ветряные мельницы. С изобретением пороха и компаса наступает переворот в военном деле. Но разум по-прежнему не свободен, он все еще в оковах: человек предпочитает изучать древние книги, а не явления природы

8

Эпоха от изобретения книгопечатания

Она закончилась, когда "наука и философия сбросили иго авторитета". Именно с появлением книгопечатания прогресс становится окончательным и необратимым: все открытия науки теперь доступны грамотным людям. Галилей, Коперник, Кеплер вносят в науку дух критики, утверждают в ней роль и значение опыта, наблюдения, эмпирических данных. Разум и природа становятся единственными учителями и авторитетами для человека. Это эпоха географических открытий и религиозной реформации

9

От Декарта до образования Французской республики

Эта эпоха завершается, когда "разум окончательно разбивает свои цепи". Наука обретает все более ясные контуры: гениальный Ньютон открывает законы природы, которые разрушают человеческие предрассудки. Быстро развиваются изящные искусства: музыка, литература, живопись. В обществе начинают действовать законы, гарантирующие личную и гражданскую свободу. Дух промышленности и коммерции "смягчает нравы", и религиозная нетерпимость теряет свою остроту. Но по-настоящему свободным человеку еще только предстоит стать

10

Эра долгожданного прогресса человеческого разума

Кондорсе подчеркивает: "Наши надежды на улучшение состояния человеческого рода в будущем могут быть сведены к трем важным положениям: уничтожение неравенства между нациями, прогресс равенства между различными классами одного и того же народа, наконец, действительное совершенствование человека"[6]

Кондорсе верил в то, что грядущий прогресс будет происходить благодаря дальнейшему развитию наук. Люди перестанут воевать, продолжительность жизни значительно вырастет. При этом развитие отсталых народов станет осуществляться высокими темпами и с минимальными издержками благодаря тому, что они смогут воспользоваться плодами просвещения более передовых стран мира.

Таким образом, "лестница прогресса" у Кондорсе заканчивается долгожданным этапом расцвета разума и справедливости, а все предшествующие эпохи сравниваются им в сопоставлении с этим высоким идеалом. Тем самым прогрессивный эталон одновременно выступает и критерием сравнительного анализа политических эпох, и вершиной политической эволюции.

При всей их наивности именно взгляды просветителей долгое время вдохновляли и побуждали к историческому действию миллионы людей. В идеале прогресса обретали жизненный смысл многие из тех, кто утратил всякую иную веру и для кого возможный крах прогрессистких убеждений означал духовную катастрофу.

В эпоху Просвещения, а затем и в Новое время среди политических философов широкое распространение получает также теория общественного договора, объясняющая происхождения публичной власти и государства. Эту концепцию развивают французский просветитель Жан-Жак Руссо и английский философ Томас Гоббс.

Биографическая справка

Жан-Жак Руссо (1712–1778), французский просветитель, философ и писатель, родился в семье часовщика. Полученное им образование почти всегда было самообразованием: в детстве он познакомился с сочинениями Плутарха, Цицерона, Овидия, Тацита. До конца своих дней он зарабатывал на жизнь перепиской нот. В 1744–1756 гг. Руссо живет в Париже, где сближается с Дидро и Кондильяком, пишет ряд статей для "Энциклопедии". Успех приходит к нему после публикации трактата "Рассуждение о том, способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов" (1750). Трактат "Об общественном договоре, или Принципы политического права" (1762) принес Руссо наибольшую, хотя и посмертную славу (сразу после его смерти отдельные формулировки были включены в Декларацию прав человека и гражданина, 1789). Из-за проповеди "естественной религии", отрицающей официальную церковную догматику, ему был оказан "Эмиль" (1762) был запрещен парижским парламентом и осужден на сожжение. Руссо бежит из Франции и около трех лет проводит в имении Фридриха II – герцогстве Нейбургском, а в 1766 г. по приглашению Дэвида Юма прибывает в Англию, где ему был оказан восторженный прием. В мае 1767 г. он возвращается во Францию и последние месяцы жизни проводит в имении своего поклонника маркиза де Жирардена.

Посмертно изданная "Исповедь" Руссо (1782–1890), где он хотел беспристрастно изложить все факты своей жизни (он попытался найти оправдание даже самым неблаговидным своим поступкам, например помещению в приют четверых своих детей), пользовалась громкой и отчасти скандальной славой. Многими мыслителями, в том числе Л. Н. Толстым, "Исповедь" была принята с восхищением. Воздействие идей Руссо на философов, политических деятелей, литераторов, историков было огромным: его влияние испытали на себе Гёте и Карамзин, Толстой и Песталоцци, Жорж Санд и Робеспьер. Во время революции 1789 г. якобинцы установили настоящий культ Руссо, его прах был перенесен в Пантеон. Воззрения Руссо на гражданское общество послужили ориентиром для демократических реформаторов.

Согласно разрабатываемой Руссо теории общественного договора, люди, пребывавшие первоначально в естественном (догосударственном) состоянии, решили сознательно создать государство (заключить договор), чтобы надежно обеспечить для всех основные права и свободы. Таким образом, Руссо видел основную цель общественного договора в создании и развитии гражданского общества. По его мнению, это должен быть не договор правителя с подданными или высшего лица с низшими, а договор равных друг с другом граждан или общества как целого с каждым из его членов, когда "все они принимают на себя обязательства на одних и тех же условиях и все должны пользоваться одинаковыми правами". Народ при этом объявляется "сувереном", несет на себе бремя законодательной власти, а депутаты в любом государственном представительстве признаются лишь уполномоченными народа, обладающими совещательным голосом. Центральным для Руссо является понятие "общей воли".

Из первоисточника

"Часто существует немалое различие между волею всех и общей волею. Эта вторая блюдет только общие интересы; первая – интересы частные и представляет собой лишь сумму изъявлений воли частных лиц. Но отбросьте из этих изъявлений воли взаимно уничтожающиеся крайности; в результате сложения оставшихся после расхождений получится общая воля"[7].

Согласно Руссо, правление, основанное на общественном договоре, представляет собой республику, но если исполнительная власть передается одному лицу, то она принимает форму монархии, если нескольким – то аристократии, если большинству – демократии. Сам Руссо предпочитал аристократию как форму правления. Процесс принятия законов для него есть "акт общей воли", но при этом народ не может быть созидателем законов, ибо все "в равной мере нуждаются в поводыре", и народу необходим законодатель, понимающий человеческие слабости, но не подверженный ни одной из них.

Биографическая справка

Томас Гоббс (1588–1679), английский философ-номиналист, материалист, теоретик общества и государства, родился в семье сельского священника. Окончив Оксфордский университет (1608) он стал бакалавром искусств, работал воспитателем в аристократическом семействе У. Кавендиша. Значительную роль в философском развитии Гоббса сыграло изучение античной и средневековой философии и науки, а также его сотрудничество с Френсисом Бэконом в 1621–1626 гг. Гоббс совершил несколько путешествий во Францию и Италию, где познакомился с Галилеем. Его произведение "Диалог о двух системах мира, Птолемеевой и Коперниковой" оказало большое влияние на Гоббса. В начале английской революции в составе роялистской эмиграции философ прибыл в Париж, где прожил 11 лет. Здесь Гоббс опубликовал сочинение "О гражданине" – третью часть своих "Основ философии", написал "Возражения" (наряду с другими критиками) на произведение Декарта "Размышления о первой философии". В 1651 г. неожиданно для роялистов Гоббс переехал в Лондон, где в том же году с одобрения Кромвеля опубликовал свой обширный труд "Левиафан", а в дальнейшем первую и вторую части "Основ философии" – "О теле" (1655) и "О человеке" (1658). В 1668 г. он издал свой латинский перевод "Левиафана".

В отличие от Руссо Гоббс полагал, что общественный договор заключался между правителями и подданными как договор подчинения (Руссо, напротив, утверждал, что договор имел место между самими гражданами как договор объединения). Гоббс хорошо видел эгоистическую природу человека, определяемую им как стремление к самосохранению. По мнению английского философа, правило самоограничения эгоизма с необходимостью толкает людей на путь заключения общественного договора, в результате которого и возникает государство. Суть договора, по Гоббсу, состоит в том, что его участники вступают в гражданское состояние, отказываются от значительной части своих естественных прав в пользу аппарата государственной власти. При этом верховная государственная власть (не обязательно монархия) абсолютна, но действия суверена не являются произволом, ибо действию законов "суверен подчинен так же, как последний из его подданных"[8]

В своих трудах "Лефиафан", "О гражданине" Гоббс разрабатывает философию суверенного государства, подчеркивая, что она весьма тесным образом связана с философией морали. Идея единого суверенного государства по Гоббсу предполагает ликвидацию принципа неравенства, а также превращение сословного общества в гражданское, путем уравнивания всех его членов перед лицом государства и права. Тем самым государство предстает как высшая ценность в глазах людей, поскольку именно оно выступает в качестве гаранта справедливости и обеспечения прав. Религию Гоббс считал необходимой духовной пищей масс, но при этом выступал за подчинение церковных институтов светской государственной власти.

Английский философ Джон Локк в это же время развивает концепцию либерального государственного управления, где гражданское общество стоит выше государства.

Биографическая справка

Джон Локк (1632–1704), английский философ и политический мыслитель, разработал эмпирическую теорию познания и доктрину либерализма. Локк воспитывался в пуританской семье, учился в Вестминстерской школе (1647–1652), в колледже Крайст-Черч Оксфордского университета (1652–1656). После окончания колледжа преподавал в нем греческий язык, риторику и моральную философию. Одновременно Локк серьезно занимался естествознанием, помогал Роберту Бойлю в его химических экспериментах, проводил метеорологические наблюдения и основательно изучал медицину. В 1668 г. он был избран членом Лондонского королевского общества. В 1667 г. Локк оставил колледж и поселился в доме лорда Энтони Эшли Купера (будущего графа Шефтсбери) в качестве его компаньона и домашнего врача. Лорд Эшли был видной политической фигурой, одним из лидеров оппозиции режиму Реставрации, и отныне жизнь Локка была надолго связана с семьей Эшли. Когда после неудавшегося антиправительственного заговора Эшли бежал в Голландию, положение Локка стало небезопасным, и он в 1683 г. вынужден был эмигрировать. Годы, проведенные в Голландии, – один из самых плодотворных периодов его жизни. Локк заканчивает работу над своим основным философским сочинением "Опыт о человеческом разумении" (1690), пишет и издает "Послание о веротерпимости" (1689), завершает свой фундаментальный труд по политической философии "Два трактата о правлении" (1690). В 1689 г. Локк вернулся на родину. Произошедшие в стране перемены соответствовали его убеждениям, и он активно сотрудничал с новой администрацией. Последний государственный пост, который он занимал, – уполномоченный по делам торговли и колоний. Однако болезнь легких побудила его оставить Лондон и последние годы жизни провести в сельской местности (в местечке Отс), в усадьбе своих друзей.

Главной работой Локка, посвященной проблемам политической философии, являются "Два трактата о правлении". По мнению Локка, единственный путь, посредством которого кто-либо отказывается от своей естественной свободы и надевает на себя узы гражданского общества, – соглашение с другими людьми об объединении в сообщество. Это делается для того, чтобы удобно, благополучно и мирно совместно жить, спокойно пользуясь своей собственностью и находясь в большей безопасности, чем кто-либо, не являющийся членом общества[9]. Главный либеральный принцип государственного управления: не человек для общества, но общество для человека. Государственное управление должно контролироваться гражданским обществом, при этом абсолютной ценностью признается свободная личность, а эффективность государственного управления оценивается в соответствии с тем, насколько последовательно и эффективно оно выражает интересы личности.

Несомненно, такой проект государственного управления можно оценить как либеральный антропоцентризм – проповедь идеологии свободного индивидуализма.

В России либеральную философию развивал Б. Н. Чичерин.

Биографическая справка

Борис Николаевич Чичерин (1828–1904), русский философ, правовед, публицист, в 1845–1849 гг. обучался на юридическом факультете Московского университета и в 1856 г. защитил магистерскую диссертацию. В 1861–1868 гг. Чичерин возглавлял кафедру права в Московском университете, но в 1868 г. по политическим мотивам вышел в отставку. В 1882 г. Чичерин был избран московским городским головой, но уже 1883 г. вышел в отставку из-за несогласия с политикой Александра III и уединился в родовом поместье Караул, целиком посвятив себя философским и научным занятиям. Основные сочинения Б. Н. Чичерина – "История политических учений" (т. 1–5; 1869–1902), "Курс государственной науки" (ч. 1–3; 1894–1898), "О народном представительстве" (1899), "Философия права" (1900), "Вопросы философии" (1904).

Б. Н. Чичерин полагал, что высшей формой государства является конституционная монархия, а движущей силой истории человечества выступает развитие идей. Он предлагал разграничить полномочия между монархом, аристократией и демократией и сформировать справедливое государственное устройство. Для этого, по мнению Чичерина, необходимо снизить имущественный ценз и допустить широкие слои общества к избирательному процессу, что должно привести к развитию демократических элементов управления. Чичерин был убежден, что конституционная монархия может способствовать развитию местного самоуправления, причем последнее должно быть построено на исконных общественных традициях. Общину Чичерина воспринимал как корпоративный союз, который предшествовал возникновению государства. Согласно его воззрениям, компетенция общины в современном государстве должна быть разделена на дела местные (самоуправление) и государственные.

Б. Н. Чичерин был основоположником государственной школы в русской историографии, наиболее значимые исторически события в России он связывал с деятельностью государства.