Выводы

1. Целью службы снабжения является своевременное, ритмичное, качественное и бесперебойное обеспечение производственного процесса материалами, комплектующими изделиями, оборудованием и другими видами ресурсов в целях завоевания прочного положения предприятия на рынке. Механизм материально-технического снабжения направлен на гибкое использование инструментов маркетинга и систем внутренней и внешней логистики.

2. Организационный механизм коммерческой системы закупки – это целостная совокупность прав и полномочий исполнителей службы снабжения, направленная на достижение главной цели рыночного участия с использованием усилий сотрудников отделов маркетинга и логистики для повышения качества материального обеспечения организации. Процесс закупки подразделяется на самостоятельные блоки: службу снабжения, поставщиков материальных ресурсов, самостоятельные системы маркетинга и логистики.

3. Стратегия снабжения направлена на решение вопроса о том, закупать те или иные материалы, детали, комплектующие изделия у поставщиков или производить их у себя. При решении этого вопроса определяющими моментами являются состояние рынка сырья и материалов, уровень цен, производственные возможности самого предприятия.

4. Общая потребность в материальных ресурсах включает в себя потребность в производстве продукции, удовлетворении ремонтно-эксплуатационных и собственных нужд предприятия, в образовании производственных запасов, выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

При нормативном методе определения потребности требуются следующие исходные данные: программа производства изделий (или выполнения работ), которая формируется путем исследования товарного рынка (или рынка услуг); нормы расхода материальных ресурсов в расчете на единицу продукции (или работы).

5. Обеспечение цехов материальными ресурсами включает в себя полное, своевременное и комплектное удовлетворение потребности каждого цеха, участка и рабочего места в материалах; обеспечение производства материалами в наиболее подготовленном к производственному потреблению виде; осуществление регулярного контроля за отпуском и расходом материалов при производстве.

6. В современных условиях получить выгодного поставщика становится возможным через конкурсные торги, для участия в которых надо подготовить конкурсную заявку, необходимую документацию, провести экспертизу заявки. Правила и порядок проведения тендеров становятся общепринятыми, а сами тендеры – все более прозрачными. Организация тендера имеет различные формы: тендер цены, тендер открытых решений (тендер открытого брифа).

Организация тендера проходит в несколько этапов: принятие решения о проведении тендера; создание брифа (приглашение к участию); выбор компаний-участников; объявление тендера; уточнение позиций; деловые контакты, встречи, переговоры; презентация итоговых предложений провайдеров; окончательный отбор поставщика (просмотр итогов, вскрытие конвертов), выбор и объявление победителя тендера.

7. Электронная закупка – это форма отношений между предприятиями, организациями и частными лицами, при которой хозяйственные связи при поставках продукции формируются сторонами самостоятельно с помощью электронных сетей. Интернет как электронный рынок, не имеющий каких- либо территориальных или временных ограничений, позволяет производить интерактивную закупку товаров без дистрибутивных фирм и представляет информацию по принципу "многое-многим".

Специфика электронных закупок заключается в том, что коммерческий цикл (заказ товара, проведение платежей, участие в контроле доставки) осуществляется на основе электронного документооборота, обеспечивая при этом организацию и контроль всех звеньев логистической цепи. К числу показателей оценки результатов закупок следует отнести экономию затрат на сырье, процент выполненных заказов, число поставщиков, которые осуществляют своевременную доставку продукции.