Выводы

1. В экономике демократической страны хозяйственные интересы редко приносятся в жертву политическим при обычном ходе политической жизни, хотя при обострении политической ситуации в стране экономические интересы части экономических агентов могут быть ущемлены в угоду большинству избирателей. Что касается уровня демократии, то в недемократическом обществе экономические интересы одних общественных групп ущемляются другими группами обычно чаще, чем в более демократическом обществе. Это объясняется тем, что в условиях ограниченной демократии сравнительно небольшим группам удается использовать свою власть в политической сфере для получения большего контроля над экономической сферой, причем преимущественно в своих, а не общенациональных интересах, т.е. получать политическую ренту (примером может быть современная Россия).

2. Согласно позитивной теории экономической политики, при свободной политической конкуренции различные группы политического давления приходят к такому компромиссу между налогообложением одних групп и субсидиями для других, который будет наиболее эффективен для общественного благосостояния, так как при демократии конкуренция между группами давления ведет к отбору более эффективных методов налогообложения, в то время как в недемократических странах небольшое число групп может с легкостью использовать государство для улучшения своего благосостояния, так как другие группы не располагают возможностями для формирования эффективной оппозиции.

3. Формально бюрократия работает в интересах всего общества, но фактически действует также и в собственных интересах, будучи особой общественной группой, которая часто функционирует в союзе с другими узкими общественными группами (в России – с олигархами). При большей демократии у бюрократии меньше возможностей для реализации своих специфических интересов, однако и здесь она стремится к принятию таких политических решений, которые ведут к раздуванию государственных расходов, так как на экономии общественных благ она не может получить экономические доходы в форме политической ренты. В менее демократических обществах бюрократия может намного шире использовать для своего благосостояния государственную и муниципальную собственность, бюджет и власть.

4. Теория общественного выбора рассматривает политику в демократическом обществе как рынок, на котором индивиды, партии, группы преследуют свои собственные цели при совершении обменов, где существует конкуренция (за власть, общественные блага), есть группы с особыми интересами (для их реализации они активно используют лоббизм). Сторонники теории общественного выбора не отрицают необходимости государственного вмешательства в экономику, но исходят из того, что оно должно сводится к защите (через принуждение на основе закона) справедливых политических "правил игры" для того, чтобы государство могло обеспечить коллективное принятие решений на основе взаимодействия всех членов общества.

5. При распределении и перераспределении доходов общество использует принцип социальной справедливости. Однако существуют разные подходы в применении этого принципа. При утилитарном подходе к справедливому распределению благ рекомендуется, чтобы общество добивалось наибольшего счастья для наибольшего числа индивидов. Роулсианский подход базируется на идее, что социально справедливой является максимизация полезности прежде всего наименее обеспеченных индивидов, т.е. общественное благосостояние повышается только тогда, когда повышается благосостояние наименее обеспеченного индивида, что является своего рода страховкой для всех остальных членов общества, если они впадут в бедность. Еще более радикальным остается эгалитарный подход, когда та или иная социальная субсидия (например, пособие на детей) предоставляется всем членам общества независимо от размера их доходов. Всем этим подходам противостоит рыночный подход к справедливому распределению благ, согласно которому социальная справедливость в распределении благ должна устанавливаться только рынком, т.е. вообще отрицается принцип социальной справедливости в распределении и перераспределении доходов.

6. В соответствии с концепцией стихийного порядка Хайека эволюция человечества основывается на групповом отборе, в ходе которого одни группы людей (сообщества, народы, страны) конкурируют с другими на базе своих способностей приспосабливаться к меняющимся условиям. Правила, которые превращаются в ходе этой эволюции в традиционные нормы поведения (традиции), становятся способом приспособления к меняющимся условиям и следующим из этих условий эффектам, которые трудно осознать наперед (т.е. способом приспособления к неопределенности). По мнению Хайека, это прежде всего правила частной собственности и правила, касающиеся семьи. Что касается остальных традиций, то можно спорить о них, однако бесспорно, что честность является позитивной для экономики нормой поведения. Достаточно репрезентативным отражением уровня честности в той или иной стране является уровень коррупции ее чиновников (измеряется индексом восприятия коррупции) и крупных компаний (измеряется индексом взяткодательства).

7. Нечестность поведения рыночных агентов отражается в экономических понятиях оппортунистического поведения и морального риска. Первое понятие означает стремление нечестного экономического агента выполнять свои обязательства по минимуму или даже не выполнять их (если санкции за это не предусмотрены), т.е. поведение участника экономических отношений, направленное на одностороннее получение преимуществ за счет остальных участников этих отношений. Второе понятие означает, что в результате оппортунистического поведения одного из участников договора (в том числе неформального) у остальных участников существует риск (моральный риск) быть обманутыми в своих ожиданиях, как, например, у вкладчиков преднамеренно обанкротившегося банка. Оба рассмотренных понятия относятся к нарушениям существующего во всех культурах "золотого правила морали": поступайте по отношению к другим так, как вы хотели бы, чтобы другие поступали по отношению к вам (не делайте другим того, чего не хотите себе).

8. В хозяйственной жизни из-за несовершенств рынка необходимо не только вмешательство государства, но и хозяйственная этика, т.е. неформальные нормы поведения экономических агентов как способ смягчения асимметрии информации у продавцов и покупателей, минимизации выгод монопольного характера, сокращения трансакционных издержек. Более того, учет этических, психологических и общественно-культурных аспектов является не только этическим, но и стимулирующим эффективность, поскольку они улучшают атмосферу предприятия и готовность сотрудников к работе.

Термины и понятия

Позитивная теория экономической политики

Бюрократия

Теория общественного выбора "Экономический империализм"

Лоббизм

Принцип социальной справедливости

Утилитарный подход к справедливому распределению благ

Роулсианский подход к справедливому распределению благ

Эталитарный подход к справедливому распределению благ

Рыночный подход к справедливому распределению благ

Концепция стихийного (спонтанного) порядка

Индекс восприятия коррупции

Индекс взяткодательства

Оппортунистическое поведение

Эффект безбилетника

"Золотое правило морали"

Хозяйственная этика

Психология рынка

Гипотеза финансовой нестабильности Мински

Момент Мински