Групповые ассоциативные эксперименты

При проведении группового ассоциативного эксперимента испытуемым раздаются бланки с инструкцией-заданием.

1. Инструкция испытуемым (5): напишите, пожалуйста, любые ассоциации на слово[1] "____"

2. Инструкция экспериментатору: до раздачи бланков следует спросить испытуемых о знании ими понятия "ассоциация" и возникших вопросах.

Обработка результатов: ассоциации выписываются вместе с частотой (весом) их встречаемости и ранжируются[2] по частоте встречаемости. Частотой ассоциации в группе называется количество (сумма) использования ее испытуемыми в данной группе. Из-за большого разнообразия ассоциаций частота их использования в группе бывает невелика. Именно частотные (не единожды использованные в группе) ассоциации являются наиболее информативными в групповом ассоциативном эксперименте. Это обусловлено тем, что каждый испытуемый выбирает ассоциации из большого числа возможных (более сотен или тысяч). Вероятность случайного совпадения ассоциаций у двух, трех и более испытуемых пренебрежимо мала. В 2009 г. нами опубликован критерий для определения случайности/неслучайности использования ассоциаций в группе испытуемых в зависимости от частоты использования и количества испытуемых в группе (см. параграф 5.10.3).

Если ассоциация использована членами группы неслучайно, то она включается в семантическую универсалию стимула для данной группы.

Определение. Набор неслучайных ассоциаций на определенное слово (стимул) для данной группы называется ассоциативной семантической универсалией стимула для данной группы. Ассоциативные семантические универсалии стимулов анализируются лишь качественно.

Список ассоциаций 25 слушателей Дальневосточного института психоанализа (Хабаровск) на стимулы "Хабаровск" и "Владивосток" (табл. 5.5). В групповую ассоциативную семантическую универсалию стимула "Хабаровск" входят следующие ассоциации:

Амур, красивый, любимый, площадь Ленина, дом, большой. В групповую ассоциативную семантическую универсалию стимула "Владивосток" входят следующие ассоциации: море, порт, отдых, друзья, солнце.

Таблица 5.5

Список ассоциаций на стимулы "Хабаровск" и "Владивосток"

Ассоциации – Хабаровск

Частота

Ранг по частоте

Ассоциации – Владивосток

Частота

Ранг по частоте

Амур

10

1

Море

17

1

Красивый

7

2

Порт

7

2

Любимый

3

4,5

Отдых

4

3,5

Площадь Ленина

3

4,5

Друзья

4

3,5

Дом

3

4,5

Солнце

3

5

Большой

3

4,5

Институт

2

7

Доброжелательный

2

7

Песок

2

7

Родина

2

8

Крабы

2

7

Детство

2

9

Суда

1

42

Памятник

2

13,5

Машины

1

42

Город

2

13,5

Неуютный

1

42

Площадь

2

13,5

Приморский

Арбат

1

42

Грязный

2

13,5

Лайнер

1

42

Плохая вода

2

13,5

Быстрота мышления

1

42

Карла Маркса

2

13,5

Другой образ жизни

1

42

Утес

2

13,5

Кафе

1

42

Яркий

1

42,5

Фуникулер

1

42

Уютный

1

42,5

Автомобильное

движение

1

42

Мой

1

42,5

МГУ им. Невельского

1

42

Сильный

1

42,5

Аспиранты

1

42

ДВГУПС

1

42,5

На горах

1

42

Красота

1

42,5

Морской город

1

42

Саморазвитие

1

42,5

Форпост России

1

42

Диссертация

1

42,5

Беспорядок

1

42

Строящийся

1

42,5

Граница

1

42

Мужественный

1

42,5

Горы

1

42

Юбилейный

1

42,5

Трудно

1

42

Солнце

1

42,5

Морской

1

42

Природа

1

42,5

Гористый

1

42

Зеленый

1

42,5

Улочки

1

42

Вокзал

1

42,5

Подъемы

1

42

Холод

1

42,5

Пасмурно

1

42

Институт

1

42,5

Моряки

1

42

Театр

1

42,5

Морепродукты

1

42

Комсомольская

площадь

1

42,5

Крупный

1

42

Собор

1

42,5

Старый

1

42

НК-сити

1

42,5

Толкучки, пробки

1

42

Школа

1

42,5

Холмы

1

42

Ухоженный

1

42,5

Революционный

1

42

Чистый

1

42,5

Ветер

1

42

Холодный

1

42,5

Секс

1

42

Мой дом

1

42,5

Настроение

1

42

Хочется уехать

1

42,5

Тепло

1

42

Плоский

1

42,5

Форум

1

42

Стройка

1

42,5

Работа

1

42

Улица Муравьева- Амурского

1

42,5

Цветы

1

42

1858

1

42,5

Поезд

1

42

Родной город

1

42,5

Красивый

1

42

Техническая вода

1

42,5

Шамора

1

42

Китайцы

1

42,5

Суета

1

42

Нет пляжа

1

42,5

Близко к дому

1

42

Провинция

1

42,5

11ляж

1

42

Растянутый

1

42,5

Любимый

1

42

Ишаев

1

42,5

Дом

1

42

Столица Дальнего Востока

1

42,5

Ночь

1

42

Храм

1

42,5

Радость

1

42

Мост

1

42,5

Блаженство

1

42

Дети

1

42,5

Волны

1

42

Столица

1

42,5

Креветки

1

42

Бульвар

1

42,5

Ожидания

1

42

Солнечный

1

42,5

Ритм

1

42

Развивающийся

1

42,5

Воздух

1

42

Дальний Восток

1

42,5

Пиво

1

42

Периферия

1

42,5

Архитектура

1

42

Муть-река

1

42,5

Голубой

1

42

Уехать

1

42,5

Дымка

1

42

Сумма

99

Конструктор

1

42

Автомобиль

1

42

Красота

1

42

Путешествие

1

42

Рыба

1

42

Санаторий

1

42

Дождь

1

42

Свободный

1

42

Стильный табачный бутик

1

42

Сумма

108

Достоверным является анализ только тех ассоциаций, которые использованы в группе неслучайно.

Принцип опосредствованного измерения и сопоставления – частота (вес) использованных в группе ассоциаций позволяет построить условную групповую "меру" выраженности обычно неизмеряемого параметра описания. Для этого все неслучайные описания нормируются (приводятся к общему знаменателю) или на основе количества испытуемых в группе, или на основе общего числа ассоциаций.

В предыдущем примере ассоциативную "любимость" Хабаровска можно оценить как 3/25 (0,12), "красивость" – как 7/25 (0,28), а "Амуристость" – как 10/25 (0,4).

На основе нормированной оценки можно сравнивать представленность в описаниях группы той или иной характеристики.

При сравнении ассоциативных полей двух стимулов (значений) определяется их мера семантической близости. Семантическая близость различных значений определяется через совпадение (пересечение) их семантических полей.

В психолингвистике обычно используется коэффициент пересечения Дж. Диза:

где N1,2 – сумма совпадений ассоциаций; N1 количество ассоциаций на первый стимул; N2 количество ассоциаций на второй стимул.

Мы предлагаем определять меру семантической близости с помощью более простой для расчета и более логичной по сути (просто деление совпадений на общую сумму) формулой

где N1,2 сумма совпадений ассоциаций; N1 – количество ассоциаций на первый стимул; N2 количество ассоциаций на второй стимул.

Пример: на основе данных табл. 5.5 выпишем совпадающие в обоих списках ассоциации (выделены полужирным шрифтом) с их частотой.

1. По Хабаровску – красивый (7), дом (3), красота (1), солнце (1), институт (1). Всего – 13.

2. По Владивостоку – красивый (1), дом (1), красота (1), солнце (3), институт (2). Всего – 8.

Мы подсчитали минимально возможный коэффициент пересечения. Другие авторы обычно объединяют в группы синонимичные, по их мнению, ассоциации, например, "солнце" и солнечный", что, конечно увеличивает группу совпадающих ассоциаций.

На основе принципа опосредствованного измерения и сопоставления можно сравнивать обычно "неизмеряемые" характеристики групповых описаний.

В ассоциативных описаниях "мористость" (от "море") для группы студентов из 25 человек на стимул "Магадан" слово "море" встречалось 4 раза, на стимул "Владивосток" – 16 раз. Таким образом, ассоциативная "мористость" Магадана – 4/25 (0,16), Владивостока – 16/25 (0,64).

Групповой углубленный ассоциативный эксперимент проводится с использованием наиболее частотных (весомых) ассоциаций в качестве стимулов (углубление темы).

Ассоциативное моделирование используется для реконструкции или моделирования стимула на основе набора связанных с ним ассоциаций (см. параграф 5.19). Метод наиболее известен в виде модификаций детской игры "ассоциация": группа загадывает стимул (человека, фильм, животное и пр.). Ведущий должен отгадать стимул по набору вербализуемых участниками игры ассоциаций или по ассоциативным ответам на задаваемые ведущим вопросы. Обычно используется как развивающая игра.

Преимущества ассоциативного эксперимента определяются его простотой, удобством использования, свободой описаний, возможностями групповой работы, работой с любым стимулом, возможностью описания и сравнения по любым ассоциативным параметрам.

Недостатки ассоциативного эксперимента определяются его чувствительностью к фонетическому (не содержательному) составу слова, речевым штампам, очень большими для обработки объемами ассоциативной продукции. Поскольку план вербальных отношений не полностью изоморфен плану деятельностных отношений, такая чувствительность может вносить искажения в содержательный анализ.

Используется в психотерапевтической практике, для изучения представлений групп людей об изучаемом объекте (учебном понятии, депутате и т.д.), для изучения лексикона и лексических связей, для поиска ключевых стимулов и оценочных шкал при создании семантического инструментария, для оценки продукции (духов, рекламы и т.д.), для изучения ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ) групп, для сравнения ассоциативных параметров стимула, для активизации учебной деятельности и творческих возможностей, как развивающее упражнение (развитие ассоциативной памяти, творческого мышления), в качестве методического приема при подготовке текстов, объяснений.

Отметим также, что актуальной научно-исследовательской задачей, которую могут решать студенты и преподаватели, является задача составления специализированных частотных ассоциативных словарей русского языка (возрастных, гендерных, профессиональных, региональных и пр.).