Лекция 11. Групповая психотерапия с подростками (подростковые тренинги)

В подростковом возрасте ориентация на взрослого, типичная для младших школьников, сменяется ориентацией на сверстников. Именно группа сверстников становится тем "полигоном", на котором подросток опробует себя в качестве члена общества. Оценивая действия сверстников и воспринимая оценки, которые они дают ему самому, он формирует свои представления о "правильном" и "неправильном" поведении, социальных нормах и собственной личности. Поэтому в данном возрастном периоде важнейшим средством, позволяющим способствовать развитию личности детей, решать психотерапевтические и психокоррекционные задачи, является групповая работа.

Разработано множество тренинговых программ, направленных на развитие личности подростков, на обучение их взаимодействию со сверстниками, управлению собственным поведением. К числу таких программ относятся тренинг опыта межличностного общения, тренинг решения проблем, тренинг контроля гнева, тренинг эмпатии и др. Конкретная тренинговая программа обычно подбирается на основе как теоретических ориентации руководителя группы, так и психологических проблем, имеющихся у ее участников.

Состав группы и задачи работы

Для практических целей выделяют три основных типа групп, определяющихся составом их участников.

I тип

Подростки со средней и высокой социальной успешностью (хорошо учащиеся в школе и ориентированные на продолжение образования). Среди психологических проблем, встречающихся у таких подростков, часто наблюдаются нарушения общения со сверстниками, повышенная тревожность, трудности самоопределения. Девиантное поведение для них не характерно. Если и имеются поведенческие проблемы, то они обычно ограничиваются импульсивностью, недостаточностью самоконтроля. Для большинства подростков, относящихся к I типу, характерна сознательная мотивация к психологической работе, направленной на преодоление имеющихся у них трудностей.

В работе с этими подростками на первый план обычно выходят задачи преодоления ограниченности круга общения, трудностей в установлении контактов, заниженной самооценки. В зависимости от глубины имеющихся проблем эти задачи могут решаться разными средствами. В некоторых случаях желаемый эффект достигается уже благодаря самому факту включения подростка в группу сверстников, которые могут стать для него подходящими партнерами для общения. В большинстве случаев наряду с этим необходим целенаправленный тренинг средств и способов установления контактов, умения выступать в разных ролях (ведущего, ведомого, равноправного партнера). В наиболее серьезных случаях требуется преодоление имеющихся у подростка невротических проявлений или аутистических тенденций, так что работа приобретает выраженную психотерапевтическую направленность.

II тип

Подростки с низкой социальной успешностью (не учащиеся в школе или учащиеся с большими трудностями), но без выраженных проявлений девиантного поведения. Для этих подростков характерно осознание стоящих перед ними бытовых проблем с одновременным непониманием имеющихся психологических трудностей. Поэтому одной из важных задач групповой работы становится формирование у участников осознания своих психологических проблем и направленности на их преодоление. Важно научить их различать психологические и бытовые проблемы, понимать, что решение последних тесно связано с психологическим настроем, который отнюдь не однозначно определяется жизненной ситуацией, а в очень большой степени зависит от общих установок и ориентации личности. В группах II типа обычно существует своего рода негласный запрет на обсуждение серьезных тем. Его преодоление, обеспечение готовности к разговору на серьезные темы — еще одна задача групповой работы. Однако, помимо формирования такой готовности, нужна и работа по активизации соответствующих форм речи, по обогащению словарного запаса и развитию умения вести диалог.

Для таких подростков характерна неуверенность в себе, боязнь окружающего мира, пассивная жизненная позиция. Следовательно, в задачи психологической работы входит пробуждение у подростка интересов, типичных для его сверстников, формирование самостоятельности, тренинг принятия решений и руководства действиями группы. Важно также привить таким детям стремление активно участвовать в социальной жизни, чувство своей причастности к ней.

III тип

Социально неблагополучные подростки с девиантным (иногда делинквентным) поведением. Для большинства из них затруднено адекватное осознание не только психологических, но и бытовых проблем, поскольку асоциальное поведение воспринимается ими как вполне нормальный, естественный и потенциально эффективный способ разрешения этих проблем.

При работе с девиантными и делинквентными подростками встают следующие залами:

• преодоление эгоцентризма и развитие чувствительности к социальным нормам;

• формирование правильных форм поведения;

• преодоление негативного образа "Я", формирование и поддержка положительной самооценки;

• перестройка представлений об окружающем социальном мире, формирование чувства безопасности и доверия к миру.

В группах III типа остро стоит задача формирования элементарных правил поведения в группе, таких как обязательность выслушивания партнера, недопустимость нецензурных выражений, оскорблений и унизительных прозвищ. Решение этих задач не только важно для организации самой групповой работы, но и способствует социализации ее участников.

Для таких групп характерна предельно жесткая иерархизация. Это приводит к стереотипизации деятельности в группе. Участники с низким статусом оказываются в роли "козлов отпущения", подвергаются всеобщим насмешкам, что ведет к формированию у них пассивного поведения, препятствует нормализации самооценки. Для подростков с высоким статусом, занимающих в группе лидирующее положение, характерна установка на стандартные формы поведения, приносящие им успех. Эта установка также неблагоприятна: она снижает возможности самоизменения, преодоления негативных проявлений. Поэтому одна из важных задач работы в такой группе — снижение уровня иерархизации. Решение этой задачи имеет большое значение как для благополучной социализации подростков с низким статусом, так и для поддержания благоприятной атмосферы в группе.

Разумеется, группа не должна быть полностью однородной. Однако существуют определенные ограничения в подборе участников. Так, в группе, в основном состоящей из подростков, относящихся к I типу, не удерживаются подростки, относящиеся к двум другим типам. Пребывание в окружении детей со значительно более высокой социальной успешностью негативно сказывается на самооценке, стимулирует негативистические тенденции.

Включение подростков с выраженным девиантным поведением (III тип) в группу, состоящую в основном из представителей двух других категорий, резко затрудняет психологическую работу. Если коррекция подобных форм поведения не становится одной из центральных задач работы, то эти участники дезорганизуют группу в целом. Если же руководитель сосредотачивается на коррекции девиантного поведения, то занятия становятся малопродуктивными для остальных участников.

Таким образом, нежелательно, чтобы в группе имелись отдельные подростки с социальной успешностью, резко сниженной по отношению к основной массе участников. Напротив, отдельные подростки с более высокой социальной успешностью, чем у основного контингента группы (относящиеся к I типу — в группе II типа или относящиеся к II типу — в группе III типа), чувствуют себя вполне комфортно и имеют хорошую возможность для повышения своей самооценки. Такие подростки становятся опорой для руководителей группы, облегчая решение психокоррекционных задач.

Итак, при подборе группы желательно обеспечить относительную однородность ее состава по уровню социальной успешности, социальным и общекультурным ориентациям (резкая неоднородность этих ориентации крайне затрудняет сплочение группы и замедляет групповую динамику). Вместе с тем среди членов группы полезно иметь небольшое количество подростков с более высоким общекультурным уровнем, чем у основной массы участников.

Нет необходимости в подборе группы, однородной по другим параметрам, таким как индивидуальные психологические проблемы, психотип, характерологические особенности и т.п. Работа в группе облегчается, если в ней примерно поровну мальчиков и девочек. Это способствует выработке правильных образцов мужского и женского поведения, повышает эмоциональную насыщенность внутригруппового общения, расширяет круг тем, затрагиваемых участниками группы в дискуссиях.

Противопоказаниями для участия в группе являются грубые психопатические реакции, выраженная гиперактивность и серьезные психические заболевания.

Очень полезно включение в новую группу небольшого количества подростков с наиболее серьезными психологическими проблемами, ранее прошедших аналогичную группу у тех же руководителей. Опыт выполнения групповых упражнений позволяет им сразу же получить в новой группе более высокий статус, что повышает их самооценку и уверенность в себе. Это особенно важно для тех подростков, которые в первый раз прошли группу не полностью, поскольку присоединились к пей уже в процессе ее работы.

Наличие двух-трех человек, уже имеющих опыт работы в группе, оказывается полезным не только для них самих, но и для группы в целом. Они становятся проводниками норм поведения в группе, что заметно ускоряет ее консолидацию на начальных этапах работы и способствует эффективной групповой динамике.

Наиболее эффективна коррекционная и профилактическая работа в случае, когда психологическая группа проводится на базе подросткового клуба. При этом мы отказываемся от традиционного объединения участников клуба "по интересам". Мы, напротив, стремимся вовлечь участников в возможно большее число различных видов деятельности, чтобы каждый из них имел возможность попробовать свои силы в новой, незнакомой для себя области. Надо учесть также, что у многих подростков, нуждающихся в психологической помощи, вообще отсутствуют сколько-нибудь определенные интересы. Их формирование — одна из задач, которые должны быть решены именно в ходе работы.

Каждая из описываемых форм деятельности (психологическая группа и подростковый клуб) имеет свои задачи, дополняющие друг друга.

• Прохождение психологической группы обеспечивает создание сплоченного актива клуба: в этом процессе устанавливаются тесные, эмоционально насыщенные отношения между членами клуба, закладываются основы для содержательной совместной деятельности.

• У многих подростков имеются серьезные эмоциональные и коммуникативные проблемы, которые затрудняют, а подчас делают вовсе невозможным участие в работе клуба; психологическая группа способствует преодолению этих проблем.

• Клуб обеспечивает преемственность и непрерывность в работе психологических групп, создаст то реальное пространство, на котором могут быть реализованы и закреплены психологические достижения групповой работы.