Групповая идентификация

По степени и особенностям идентификации (отождествления себя) с группой в социологии различают ингруппы, аутгруппы, референтные группы.

Ингруппа – это группа, с которой индивид идентифицирует себя и к которой он принадлежит: семья, друзья, коллеги. Чувство групповой солидарности (символической сплоченности) здесь выражается местоимением "мы", поэтому такие общности называют "мы-группой". Для членов этих групп все остальные общности будут аутгруппами – "другими". Аутгруппа – это группа, с которой индивид не идентифицирует себя и к которой он не принадлежит.

Понятия ин- и аутгрупп важны потому, что самоотнесение или отторжение с ними оказывает существенное влияние на поведение индивидов. Аутгруппы обычно воспринимаются индивидами в виде стереотипов, разделяемых ингруппой. "Мы", как правило, добры, храбры, упорны, "они" – злы, глупы, трусливы.

Референтная группа означает реальную или номинальную группу, с которой индивид соотносит себя как с эталоном.

Американский социолог Питер Бергер определял референтную группу как "общность людей, чьи мнения, убеждения и способы действий являются решающими при формировании наших собственных мнений, убеждений и способов действий. Референтная группа дает нам образец для подражания и сравнения. В частности, она дает нам особую точку зрения на социальную реальность"[1].

Группа, к которой принадлежит индивид, именуется группой членства, группой взаимодействия (термин Р. Мертона), группой самоидентификации. Мы не всегда довольны той группой, к которой принадлежим. Кто-то живет в деревне, но хотел бы переехать в город. Другой попал в класс, где его не любят (так сложились обстоятельства), и ему хотелось бы перейти в соседний. Кто-то мечтает попасть в профессиональную команду, а пока что играет в любительском футболе. "Группа нашей мечты" – так еще можно назвать референтную группу (рис. 6.2).

В качестве референтной может выступать малая группа, которую вы хорошо знаете и цените, а может – многочисленная социальная категория, с представителями которой вы почти незнакомы (виртуальная, воображаемая группа).

Рис. 6.2. Группа членства и референтная группа:

а – совпадение (можно говорить о благополучии и гармонии); б – несовпадение (напряжение и конфликт)

Попасть из дублеров в основной состав "Спартака" – значит перейти из одной малой группы в другую. Но поступить в университет и приобщиться к студентам, пройдя экзаменационное сито, означает попасть в новую социальную категорию. Мастера "Спартака" и студенты университета до того, как вы попали в их число, служат для вас референтной группой. Вы хотите быть похожими на них, разделяете или готовы разделить их ценности, отношение к миру, стиль жизни и т.п.

Эталонные группы могут быть позитивными и негативными.

Позитивная группа – это та реальная или воображаемая группа, которая притягивает индивида. Чем ближе индивид к ней с точки зрения стиля жизни, тем большее удовлетворение он испытывает.

Негативная группа – это

реальная или номинальная группа, которая отталкивает человека, контакта с которой он стремится избежать.

К группе экспертов каждый из нас стремится принадлежать, а группу дилетантов – избегать. Для законопослушных граждан криминальное сообщество никогда не станет позитивной референтной группой, только негативной. Однако для неблагополучных подростков воры в законе – эталонная группа.

Человек выбирает других людей потому, что хочет с ними быть: играть, учиться, работать, отдыхать, общаться, дружить. К мнению референтной группы он прислушивается с большой охотой и ценит его выше, чем мнение представителей других групп. Индивид заинтересован получить оценку со стороны своей референтной группы, или "значимых других", и чем она выше, тем выше его самооценка, и наоборот. Часто средняя оценка референтной группы ставится нами выше, нежели высокая оценка нереферентной. Одно дело, когда ваши способности в футболе хвалят друзья или родственники, совсем другое – когда это делают футболисты "Спартака".

Когда референтная группа не совпадает с группой членства, человек испытывает дискомфорт, неудовлетворенность. В какой-то момент он начинает остро ощущать, что попал "не туда". Таких ситуаций в нашей жизни великое множество: не в той семье или стране родился, нс в тот вуз поступил, не на том заводе работает и т.д.

Соотнесение индивида с референтными группами является подвижной категорией: на разных этапах жизненного цикла эталоном подражания выступают самые разные группы. В детстве дети мечтают стать космонавтами, потом – взрослыми, позже – студентами и т.д. В качестве референтных на разных этапах биографии выступают различные типы групп: возрастные, профессиональные, субкультурные, политические, экономические, религиозные. Для молодежи эталонной группой часто выступает университетское сообщество (студенчество) и субкультура. У каждого из нас есть референтная группа; часто их бывает не одна, а множество, причем одновременно. Мы можем не осознавать этого, действовать интуитивно, но с оглядкой на "значимых других".

Итак, референтная группа играет весьма существенную роль как в личной, так и в общественной жизни. Она имеет важную статусную функцию, поскольку формирует у индивида представление о его месте в социальной структуре общества, его социальном статусе и эталоне исполнения социальных ролей, определяет установки, ценности, идеалы и цели личности. Теория референтных групп применяется при изучении социальной мобильности, процесса социализации и адаптации личности, эффективности средств массовой коммуникации, в маркетинге и рекламе.