Группа как социально-психологический феномен

Исследование американским психологом Н. Триплетом (1887) эффективности индивидуального действия, выполненного в одиночку и в условиях группы, принято считать первым экспериментальным исследованием феномена группы в социальной психологии. Прошло несколько десятилетий, прежде чем эмпирическое направление исследований получило дальнейшее развитие в зарубежной психологии.

В 20-е гг. XX в. неудовлетворенность умозрительными схемами способствовала поиску объективных факторов. В этот период увеличивается количество эмпирических исследований. Две крупные работы тех лет (в Германии В. Меде и в США Ф. Оллпорта) во многом продолжали линию исследований, начатую Н. Трипплетом.

Американский социальный психолог Ф. Оллпорт сформулировал понимание группы как совокупности идеалов, представлений и привычек, повторяющихся в каждом индивидуальном сознании и существующих только в этих сознаниях. Отказ рассматривать группу как определенную реальность Ф. Оллпорт объяснял отсутствием адекватных методов исследования, что согласовывалось с его позитивистскими установками.

В процессе накопления научных знаний и развития методов исследования преобладающим стало представление о группе как о некоторой социальной реальности, качественно отличающейся от составляющих ее индивидуумов.

Важный этап развития психологии малых групп, относящийся к периоду 30-х – начала 40-х гг. XX в., был ознаменован рядом оригинальных экспериментальных исследований в лабораторных условиях и первыми серьезными попытками разработки теории группового поведения. Так, например, турецкий психолог М. Шериф проводил лабораторные эксперименты по изучению групповых норм; американский социолог и психолог Т. Ньюком исследовал данную проблему в полевых условиях; в результате возникла "теория черт", лидерства и т.п. В этот же период на базе исследования управленческой деятельности в промышленной организации американский исследователь Ч. Бернард выдвинул идею двухмерного рассмотрения группового процесса (с точки зрения решения групповых задач и со стороны поддержания внутреннего равновесия и сплочения).

Особая роль в развитии психологии малых групп принадлежит американскому социальному психологу К. Левину, который явился основоположником крупного научного направления, широко известного под названием "групповая динамика". Под его руководством были проведены исследования Р. Леппита и Р. У альта по изучению групповой атмосферы и стилей руководства, изменения стандартов группового поведения в процессе дискуссии и др. К. Левин одним из первых изучал феномен социальной власти (влияния), внутригрупповые конфликты, динамику групповой жизни.

Вторая мировая война явилась переломным моментом в развитии психологии малых групп за рубежом: в этот период возникает практическая потребность изучения закономерностей группового поведения и эффективных приемов управления группами. К началу 70-х гг. XX в. можно было выделить следующие подходы, определившие развитие психологии групп: социометрическое направление, психоаналитическая ориентация, общепсихологический подход, эмпирико-статистическое направление, формально-модельный подход, теория подкрепления.

В нашей стране изучение групп (или коллективов) имеет давнюю психологическую и непсихологическую традицию. Отдельные эмпирические факты группового поведения людей в боевых условиях содержатся в публикациях ряда участников русско-японской войны 1904-1905 гг. Решающую роль в становлении психологии групп в нашей стране сыграли научные труды и практическая деятельность В. М. Бехтерева, А. С. Залужского.

После гражданской войны для развития психологии коллективов характерен повышенный интерес исследователей к проблеме "вожачества". Среди многочисленных разработчиков этой проблемы Π. П. Блонский и Д . Б. Эльконин, чьи взгляды на некоторые аспекты "вожачества" (типологию, роли, механизмы, динамику) и сегодня привлекают внимание специалистов.

Вышедшие в 30-40-е гг. XX в. труды А. С. Макаренко обозначили принципиально новый этап в истории разработки психолого-педагогических проблем коллектива. Он рассмотрел важнейшие методологические принципы исследования социальной группы: деятельность, системность, развитие.

Послевоенные годы характеризуются преимущественно эмпирической направленностью работ, активным знакомством с зарубежным опытом изучения групп, переосмыслением отечественного опыта исследования групп и коллективов. В этот период формируются социально-психологические центры, ориентированные на проблематику малых групп и коллективов, функционирующих в сфере производства, спорта, образования, в условиях особой трудности и повышенного риска.

В 70-е гг. XX в. в отечественной групповой психологии оформилось несколько крупных исследовательских подходов, среди которых наибольшую известность и влияние приобрели стратометрическая и параметрическая концепции коллектива. Обе они опираются на обширный массив эмпирических данных, относящихся к широкому кругу групповых феноменов. Значительному расширению подверглась сама проблематика отечественных исследований групп, в которой среди прочих появились разделы, связанные с управленческой деятельностью, межгрупповыми отношениями, экологией группы, социально-психологическим тренингом, групповой сплоченностью и эффективностью, психотерапией.

В 80-е гг. XX в. усиливались тенденции постановки и решения методологических вопросов групповой психологии, укрепления и расширения ее теоретического фундамента. Появляется ряд публикаций по отдельным проблемам групповой психологии: руководству и лидерству, групповой интеграции и эффективности, социально-психологическому тренингу, психологическому климату, поведению личности в группе, внутригрупповым и межгрупповым отношениям.

В связи с событиями 90-х гг. XX в., с изменением общественного строя в Восточной Европе и СНГ, повышается интерес к этническим, политическим и конфессиональным аспектам функционирования социальных групп. За истекшие десятилетия в отечественной социальной психологии сложились следующие подходы к изучению феноменов социальной группы – деятельностный подход, социометрическое направление, параметрическая концепция и организационно-управленческий подход.

Анализ многочисленных определений группы позволяет выделить следующие критерии, характеризующие ее, а именно:

– восприятие участниками группы отдельных партнеров и группы в целом;

– организационные (структурные) характеристики группы;

– взаимодействие участников группы;

– наличие групповых целей и пр.

Любые социально-психологические характеристики группы (феноменологические, структурные, динамические) должны в основном отражать признаки группы как целостной микросистемы социальных и психологических отношений.

Группа – совокупность людей, выступающая не как сумма входящих в нее лиц, а как целостное объединение, она отражает социальную природу общества, частью которого является.

Группы обеспечивают удовлетворение потребностей общества в целом и каждого из его членов в отдельности. Американский социолог Н. Смелзер (1994) выделяет следующие функции групп:

– функция социализации – процесс включения личности в определенную социальную среду и усвоение ее норм и ценностей (именно в группе, прежде всего в семье, индивид овладевает рядом необходимых социальных умений и навыков);

– инструментальная функция группы состоит в осуществлении совместной деятельности людей (футбольный клуб, хореографический ансамбль и пр.);

– экспрессивная функция обеспечивает удовлетворение потребностей людей в одобрении, уважении и доверии;

– поддерживающая функция проявляется в стремлении людей к объединению в трудных для них ситуациях.

Группа, объединяя то или иное число людей, не представляет собой простую их сумму. В группе всегда возникают качественно особые явления, которые называются "групповыми эффектами". Они характеризуют группу как целое. Такими эффектами, например, является групповое настроение, психологический климат в группе, коллективная воля, групповые нормы поведения и др.

Выделяют большие и малые объединения людей. Это деление основывается на особенностях контактов между их членами. Большие группы могут выделяться по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым признакам. Они представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами. Через эти группы опосредованно осуществляется воздействие идеологии общества иа психологию составляющих их людей.

В больших группах контакт между всеми людьми, их составляющими, отсутствует. В малых группах (спортивная команда, школьный класс, семья) каждый член группы лично знает всех других ее членов по именам, фамилиям, каким-либо личностным особенностям, деловым качествам; все члены группы непосредственно общаются друг с другом. В больших и малых группах выделяют организованные (официальные, формальные) и неорганизованные (неформальные) группы. Они различаются способами возникновения.

Организованные группы (группа техникума, спортивная команда, рабочие завода) создаются специально на основе официальных документов, штатного расписания. Они образуются для осуществления определенных общественных целей. Неорганизованные группы (дружеские компании, товарищи по играм, толпа, очередь) возникают стихийно, как бы сами собой. Их никто специально не создает, никто не руководит ими. Причиной их появления служат общие потребности, интересы, взгляды, симпатии, а нередко и просто случайно возникшие условия встречи.

По мнению отечественных психологов, высший уровень развития группы характеризуется таким психологическим феноменом, как коллективность.