Лекция 49. Грэм Грин: сила и слава писателя

Меня всегда тянуло в те страны, где сама политическая ситуация как бы разыгрывала карту между жизнью и смертью человека. Привлекали переломы. Я находил их в Азии и Африке, в Южной и Центральной Америке. Литература ведь помогает бороться с диктаторскими режимами. И я вносил посильный вклад в эту борьбу.

Г. Грин

Грэм Грин обрел статус классика при жизни. Вместе с У. Голдингом они – две самые крупные фигуры в послевоенной английской прозе. Грин оставил внушительное наследие как мемуарист, новеллист, очеркист, автор книг о путешествиях, но прежде всего как романист. Всего более двух десятков образцов этого жанра. Лучшие из них – международно популярны. Его стиль, манера, почерк – легко узнаваемы. Литературный путь Грина начался в 1920-е гг., а завершился на исходе столетия, насыщенного драматическими потрясениями. Он словно держал руку на пульсе времени и, меняясь вместе с ним, оставался верен своей глубинной гуманистической позиции. Грин отзывался не столько на конкретные события эпохи, сколько вторгался в наиболее важные для нее нравственно-этические проблемы. Как и свойственно большим художникам (в сем мы успели убедиться на немалом числе примеров), Грин неизменно пребывал в поиске, рос и менялся. Но его романы, такие разные, обладали внутренним единством, будучи сопряжены друг с другом. Они образуют в совокупности особый художественный мир, именуемый "Гринландией". Он имел свой колорит, обширные географические границы и населен множеством разнообразных персонажей.

Вехи биографии

Грэм Грин (1904–1991) прожил долгую и исключительно плодотворную жизнь. Ему довелось побывать в разных уголках земного шара, а обретенный завидный опыт, впечатления и наблюдения плодотворно и многогранно отзывались в его книгах. Они всегда встречались с интересом, вызывали дискуссии, обрастали критической литературой (не только рецензиями, но и серьезными академическими исследованиями и диссертациями) на разных языках. В итоге сложилась целая филологическая ветвь – "гриноведение".

Грин был одним из шести детей в семье директора привилегированной мужской гимназии; мать была двоюродной сестрой знаменитого Стивенсона, автора "Острова сокровищ". Таким образом, литературные "гены" сумели сказаться у его двоюродного племянника. Детство Грина, о чем он поведал в мемуарах, не было безоблачным. Мечтательный неспортивный Грин не находил понимания у сверстников, а порой становился объектом недоброжелательства. Огромную роль в его духовном росте сыграли книги.

Он даже полагал, что они влияют на судьбу решительней, чем люди. Первой пробой пера у него, как и у многих литераторов, были стихи. Он окончил престижный Оксфордский университет, где занимался историческими дисциплинами. История была не только его любимым предметом: ему было присуще острое ощущение времени, эпохи, окружающей действительности в ее историческом движении. Его дебютом была журналистика, сотрудничество в солидной газете "Таймс" (1926–1930). В 1927 г. Грин женился и принял католичество, что определило существенные стороны его художественного мировидения и философии. Он проявлял острый интерес к нравственно-этическим проблемам, к сущности добра и зла. По его вера не была ортодоксальной, а достаточно свободной и широкой. О нем, как и о его выдающемся современнике Мориаке, можно было бы сказать: Грин не католический писатель, а писатель-католик. Разница существенная; профессиональное призвание – на первом месте и все определяет. Если в его романах и присутствует католическая тематика, то получает "гриновское" художественное преломление.