Гражданское (патриотическое) воспитание и диалог культур

Мультикультурная педагогика перспективна для гражданского (патриотического) воспитания в сложных условиях многонациональной среды. Воспитание в такой среде должно выступать по отношению к индивидуальным субъектам агентом надэтнической гражданской идентичности. Результаты, эффективность подобного воспитания во многом зависят от социальных отношений, уровня зрелости гражданского общества. "В условиях развитого гражданского общества связанные с полиэтничностью образовательные проблемы относительно легко регулируются с помощью существующих гражданских институтов"[1].

Необходимо иметь в виду, что в системе поликультурного образования гражданско-правовые ценности занимают приоритетное место. При внедрении этих ценностей имеется потребность создания моделей гражданского (патриотического) воспитания, учитывающих специфику субъектов поликультурного воспитания.

Мультикультурная педагогика – мощное подспорье для гражданского (патриотического) воспитания в многонациональном социуме. Просматриваются несколько перспективных направлений такого воспитания в перспективе поликультурности.

1. Направленность ко всем учащимся – выходцам из разных субкультур.

2. Изменение педагогической программы и методов, в результате чего поликультурность становится основополагающим педагогическим принципом.

3. Отражение динамики многообразной культурной среды.

4. Сосредоточение па культурном взаимопонимании и обмене, преодолении барьеров культурного отчуждения.

5. Уяснение общечеловеческого характера образования.

Как видно, гражданскому (патриотическому) воспитанию следует, так или иначе, учитывать многокультурный характер сообществ. Несмотря на специфику подходов к гражданскому (патриотическому) воспитанию, в разных мировых регионах и государствах идеи такого воспитания все чаще оказываются в зависимости от императива поликультурности. Это предполагает формировать гражданственность и патриотизм молодежи на основе уважения и учета этнокультурного многообразия.

В основе гражданского (патриотического) воспитания и поликультурного образования в многокультурном социуме лежат общие трактовки нравственного воспитания. Вклад в сокровищницу идей поликультурного образования, гражданского (патриотического) воспитания вносят различные субкультуры – носители разнообразных нравственных ценностей. Нравственная составляющая поликультурного образования и гражданского (патриотического) воспитания означает развитие в молодом поколении понимания и уважения субкультурных различий в нравственных ценностях. Подобная установка – перспективный потенциал для преодоления межкультурных конфликтов, столкновений нравственных ценностей. Она предполагает терпимое, релятивистское, учитывающее разнообразие отношение к расхождениям в нравственных установках разных культур и этносов и означает понимание одновременно единства и многообразия в сфере нравственности и культуры. Речь идет о включении в поликультурное образование и гражданское (патриотическое) воспитание гуманных национальных и универсальных этических истин, вследствие чего достигается гуманистическое нравственное единство и многообразие. В этом случае нравственная составляющая воспитания рассматривается как "благотворный эклектизм", "синтез рациональных и гуманных тезисов из разных течений и школ"[2].

Взаимозависимость гражданского (патриотического) воспитания и поликультурного образования осознана в мировой педагогической мысли. Так, американская педагогика в числе ведущих принципов гражданского (патриотического) воспитания провозглашает толерантность, отказ от расовой, религиозной и иной дискриминации. "Мультикультурное образование в США – это не только сугубо этническое явление, но и процесс, направленный на подготовку активных граждан в тревожном и этнически поляризованном мире"[3].

Педагоги Западной Европы вопросы гражданского (патриотического) воспитания в духе поликультурности ставят на фоне и под влиянием политической интеграции. Принципы гражданского (патриотического) воспитания определены в виде слоганов "множество точек зрения – единый взгляд", "учить жить вместе" (learning to live together). Такое воспитание предназначено для развития плюралистической европейской идентичности, что позволит личности воспринимать ценности различных этносов и культур, быть открытой для конструктивного диалога. Гражданское (патриотическое) воспитание должно одновременно удовлетворять потребности национальных и общеевропейской культур. Подчеркивается двойная функция воспитания европейской гражданственности: поощрения национальной самобытности и преодоления национальных антагонизмов.

Разработчики идеи воспитания гражданина Европы отводят мультикультурному и мультиэтническому фактору особую роль. Предлагается при этом учитывать историческую и культурную общность европейских народов. Указывается, например, что значительная часть иммигрантов – выходцы из Восточной Европы и что это облегчает их гражданское (патриотическое) воспитание, поскольку есть возможность опереться на дидактические материалы, отражающие общие культурные ценности, историю, фольклор европейской цивилизации.

В России педагогическая стратегия предусматривает воспитание впитывающих полифоничную многонациональную отечественную культуру патриотов – членов гражданского общества и правового государства. Это означает отказ от формирования усредненной, вне национальных культур личности, от педагогических установок на достижение идеологического единомыслия. Осуществление такого воспитания осложнено из-за отсутствия развернутой программы гражданского (патриотического) образования. Во многом утрачена социальная педагогическая функция одновременной трансляции культурного многообразия и общегражданских ценностей.