Гражданское общество и его признаки

Гражданское общество возникает лишь на определенном этапе общественного развития. Не во всякой современной стране общество является гражданским. В советский период истории, например, общество не было гражданским, а государство — правовым. В России сложились основы гражданского общества и продолжается его развитие.

Считается, что некоторые идеи гражданского общества уходят корнями ко временам древнегреческого философа Аристотеля (384—322 гг. до н.э.). Однако Аристотель практически ставил знак равенства между государством и обществом. В XVI XVII вв. взгляды на государство и общество подвергались интенсивному развитию. Уже тогда отмечалось, что гражданскому обществу соответствуют не все, а лишь прогрессивные формы государства. Так, английский философ Джон Локк (1632—1704) констатировал: абсолютная монархия несовместима с гражданским обществом.

Немецкий философ Вильгельм Гумбольдт (1767—1835) вывел различия между гражданским обществом и государством:

гражданское общество — это система общественных учреждений индивидов; в таком обществе существует приоритет естественного права; главный субъект гражданского общества — человек;

государство — это система государственных учреждений; в государстве приоритет отдается праву, исходящему от государства (оно получило название позитивного права); главный субъект в государстве — гражданин.

В развитие концепции гражданского общества вложили свои идеи такие ученые, как итальянский мыслитель Николо Макиавелли (1469—1527), голландский государственный деятель и юрист Гуго Гроций (1583—1645), английский философ Томас Гоббс (1588—1679), французский философ и просветитель Шарль Луи Монтескье (1689—1755), французский философ и писатель Жан Жак Руссо (1712-1778) и др.

Впоследствии идея гражданского общества получила дальнейшее развитие. Гражданское общество понималось как сфера частной жизни, частных интересов. Немецкий философ Георг Гегель (1770—1831) обратил внимание па роль частной собственности. И действительно, не может быть гражданского общества без признания и наличия частной собственности. Карл Маркс (1818—1883) понимал под гражданским обществом "все материальное общение индивидов" ("Немецкая идеология"); по его мнению, не государство сцепляет между собой атомы гражданского общества, а наоборот, гражданское общество скрепляет государство. Гражданское общество рассматривалось как наиболее разумное и целесообразное устройство человеческой жизни.

В большинстве взглядов присутствовали два лейтмотива: собственность и отказ государства от роли единственного организатора внутренней жизни общества. Если суммировать все вышеизложенное, то гражданское общество — это та часть жизни людей, в которой они самостоятельно реализуют свои интересы, объединяются по интересам, регулируют отношения через созданные ими же организации. Государство не должно без излишней необходимости вмешиваться в дела общества. Люди в гражданском обществе должны быть независимы от государства, прежде всего независимы экономически, т.е. должны обладать частной собственностью и иметь самостоятельные и достаточные доходы.

Таким образом, гражданское общество предстает как сообщество свободных индивидов, система самостоятельных институтов, независимых от государства отношений. Попробуем синтезировать наиболее важные признаки гражданского общества. К ним относятся:

• индивидуальная свобода. Эго предполагает широкую степень личной свободы человека — свободу слова, свободу собраний, объединений, передвижения, избирательную свободу, свободу в выборе собственности, профессии и т.п. В гражданском обществе каждый индивид имеет возможность при необходимости привлечь государство к суду, а государство не должно вмешиваться в частную жизнь;

• наличие среднего класса. Это предполагает наличие обеспеченной, экономически самостоятельной и независимой прослойки людей, обладающих чувством ответственности перед обществом. Средний класс — социальная основа и опора гражданского общества;

• открытость общества. Это предполагает, что информация свободно перемещается в обществе и доступна, в том числе информация о том, что делает государство, государственные органы, должностные лица. В таком обществе нет культа секретности, обеспечена свобода печати, критики. В международных делах такое общество открыто для сотрудничества, взаимодействия с партнерами из-за рубежа, если партнеры, в свою очередь, ведут честную и открытую политику;

• плюрализм (в трех разновидностях: политический, экономический, идеологический). Это предполагает, что в таком обществе существует многообразие партий/общественных организаций, форм собственности, идеологических концепций, доктрин, воззрений и государство не навязывает какую-то одну из них в качестве обязательной для всех, не монополизирует политическую, экономическую или идеологическую сферу жизни. Плюрализм вовсе не препятствует государству придерживаться определенной идеологии и проводить ее в жизнь;

• самоуправляемость общества. Это предполагает, что люди самостоятельно управляют своими интересами, создают общественные органы и организации, в том числе местные органы самоуправления;

• правовое государство. Это предполагает, что государство несет по отношению к обществу определенные обязанности и прежде всего обязанность закрепить законами и гарантировать естественные права человека. Граждане в таком обществе должны уметь уважать право. Право является приоритетом как для граждан, так и для государства, должностных лиц.

Там, где есть перечисленные признаки, гражданское общество можно считать существующим. В качестве вывода можно предложить два различных варианта определения гражданского общества:

• гражданское общество — это совокупность внегосударственных и внеполитических отношений свободных индивидов-собственников;

• гражданское общество — это та часть общественных отношений, в которых люди самостоятельно решают вопросы своей жизни, где они независимы от государства, прежде всего экономически.

В России зачастую за "гражданское общество" пытаются выдать недалекую интеллигенцию, призывающую к бунту; так называемый "офисный планктон" — клерков из многочисленных офисов, обслуживающих зарубежные интересы; участников общественных организаций, получающих иностранные гранты (которые вполне подходят под определение "пятой колонны" — носителей прозападной идеологии). Эта часть общества требует демонтажа политической власти, угрожая насильственными действиями; поднимает антицерковную истерию, уничтожая православные корни нашего суверенитета и нашей цивилизации; сознательно или бессознательно (по глупости или необразованности) ведет дело к расколу страны и гражданской войне. Русскому народу следует давать всемерный отпор этим силам.