Гражданское общество и государство

Под гражданским обществом понимается:

• человеческая общность на определенной стадии развития, включающая добровольно сформировавшиеся негосударственные структуры в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизнедеятельности общества;

• совокупность негосударственных — экономических, политических, социальных, семейных, национальных, духовных, религиозных, нравственных и других отношений;

• сфера самопроявления свободных индивидов и добровольно сформированных организаций и ассоциаций граждан, огражденная законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны органов государственной власти.

Гражданское общество, будучи продуктом буржуазной эпохи, формировалось преимущественно снизу, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.

Одним из первых, кто попытался провести разграничение понятий "гражданское общество" и "государство", был английский философ Дж. Локк (1632—1704). В его трактовке государство вправе претендовать лишь на тот объем полномочий, который санкционирован общественным договором между гражданами. Также в рамках концепции общественного договора различал эти понятия Ж. Ж. Руссо (1712— 1778), который противопоставлял государство ("политическое тело") и ассоциацию граждан как феномены, имеющие собственную специфику.

В дальнейшем понятие "гражданское общество" получило развитие в работах Георга Гегеля (1770—1831) и Карла Маркса (1818— 1883). В гегельянской трактовке гражданское общество предстает как совокупность лиц, групп, сословий и институтов, взаимодействие которых обусловлено их частными интересами. При этом оно должно определяться государством, которое только одно в состоянии выразить и реализовать общий интерес.

К. Маркс рассматривал гражданское общество как "подлинный источник и театр всей истории". Поэтому объяснение политических событий, изменения в праве и культуре необходимо искать в развитии структур гражданского общества. Государство с его бюрократическим аппаратом противостоит гражданскому обществу, суть которого — человек с его свободными, негосударственными ассоциациями и объединениями. В конечном счете, государство должно определяться гражданским обществом, а не наоборот, как считали гегельянцы.

В современных условиях гражданское общество выступает как многообразие неопосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. В отличие от государственных структур в гражданском обществе преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи — отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

В экономической сфере структурными элементами гражданского общества являются негосударственные предприятия: кооперативы, товарищества, акционерные общества, компании, корпорации, ассоциации и другие добровольные хозяйственные объединения граждан, создаваемые ими по собственной инициативе.

Социально-политическая сфера гражданского общества включает:

- семью как определяющую социальную ячейку гражданского общества, в которой пересекаются индивидуальные и общественные интересы;

- общественные, общественно-политические, политические партии и движения, выражающие многообразие интересов различных групп гражданского общества;

- органы общественного самоуправления по месту жительства и работы;

- механизм выявления, формирования и выражения общественного мнения, а также разрешения социальных конфликтов;

- негосударственные средства массовой информации.

В этой сфере складывается практика институционального оформления интересов, возникающих в обществе, и выражения их в ненасильственной, цивилизованной форме, в рамках конституции и законов государства.

Духовная сфера гражданского общества предполагает свободу мысли, слова, реальные возможности публично высказывать свое мнение; самостоятельность и независимость научных, творческих и других объединений от государственных структур.

В целом гражданское общество отдаст приоритет правам и свободам человека, повышению качества его жизни. Это предполагает:

- признание естественного права человека на жизнь, свободную деятельность и счастье;

- признание равенства граждан в единых рамках для всех законов;

- утверждение правового государства, подчиняющего свою деятельность закону;

- создание равенства шансов для всех субъектов экономической и социально-политической деятельности.

Гражданское общество тесно соприкасается и взаимодействует с правовым государством, основные функции которого сводятся к следующему:

- выработка общей стратегии общественного развития;

- определение и обоснование приоритетов, темпов, пропорций развития экономических и социальных сфер общества;

- стимулирование общественно полезной деятельности граждан и защита их прав, собственности и личного достоинства;

- демократизация всех сфер жизнедеятельности общества;

- защита границ и обеспечение общественного порядка.

За годы реформирования в России произошли существенные сдвиги в направлении формирования гражданского общества. Приватизация собственности, политический плюрализм, утверждение свободомыслия — все это позволило создать необходимую инфраструктуру гражданского общества. Однако се качественные характеристики во многом имеют низкий уровень. Многие отечественные социологи приходят к выводу, что существующие в России политические партии не способны эффективно выполнять функцию посредника между властью и обществом, что уровень социальной ответственности бизнеса невысок, что степень защищенности трудовых прав наемных работников сопоставима с временами первоначального капиталистического накопления и т.д.

В итоге исследователи констатируют наличие значительных трудностей на пути построения гражданского общества в России, имеющих как объективный, так и субъективный характер. Одна из них связана с отсутствием традиций гражданской жизни в российском обществе, другая — с упрощенными представлениями о природе и механизмах формирования гражданского общества в постсоциалистических странах, с недооценкой роли государства в этом процессе.

Можно согласиться с мнением ряда социологов, считающих, что движение к гражданскому обществу сегодня невозможно без институционализации российского социума, наведения элементарного порядка, формирования целостной системы демократических правовых норм, способных регулировать важнейшие сферы социальной жизни.