Гражданская служба федеральной законодательной власти

Гражданская служба федеральной законодательной власти является одной из четырех первичных подсистем и состоит из двух совершенно самостоятельных аппаратов палат Федерального Собрания - аппарата Совета Федерации и аппарата Государственной Думы. Если взаимодействие палат определенным образом регламентировано Конституцией РФ и федеральными законами, то взаимодействие их управленческих аппаратов нигде и никак в нормативных актах не оговорено. Каждый из этих аппаратов действует по своему усмотрению, сообразуясь лишь с интересами соответствующих палат. Хотя формально Совет Федерации считается верхней палатой, а Государственная Дума - нижней палатой Федерального Собрания, на отношениях между аппаратами этих двух палат данное обстоятельство никак не отражается (табл. 7).

Таблица 7. Состав кадров федеральной государственной гражданской службы но полу, категориям и группам должностей органов законодательной власти на 1 октября 2011 г.

Обычно выделяют четыре типа управления парламентским аппаратом: 1) централизованный; 2) частично централизованный; 3) частично децентрализованный и 4) децентрализованный1. Аппарат Федерального Собрания РФ, вполне очевидно, относится ко второму типу. Он может быть охарактеризован как частично централизованный, поскольку в нем имеются два независимых аппарата (на каждую из палат), которые возглавляются своими руководителями. Естественно, в построении этих аппаратов есть своя специфика, связанная непосредственно с функциональной спецификой соответствующих палат Федерального Собрания.

Аппараты Совета Федерации и Государственной Думы функционируют на основе принципа двойного подчинения. Секретариаты подчиняются, прежде всего, тем руководителям Совета Федерации и Государственной Думы, которых они обслуживают, а затем - руководителям аппаратов палат. Центральный управленческий аппарат подчиняется руководителям Совета Федерации и Государственной Думы, а также руководству аппарата. Аппараты комитетов и комиссий подчиняются руководству комитетов и комиссий, а затем и руководству аппаратов палат. Стало быть, объединяющую, интегрирующую функцию в структуре гражданской службы Федерального Собрания выполняют руководители двух центральных аппаратов.

Как видим, гражданские службы двух палат Федерального Собрания, будучи управленческими структурами высшего законодательного органа России, функционируют в значительной мере автономно. Их деятельность согласовывается только с руководителями палат и ими же координируется. Руководство аппаратов палат испытывает в данной ситуации определенные трудности и неудобства, поскольку вынуждены "вариться в собственном соку".

Несомненно, на работу аппарата Федерального Собрания оказывают подчас негативное влияние некоторые политические руководители и, в частности, отдельные депутаты. К сожалению, россияне пока не выработали критериев для выбора нужных и полезных парламентариев. За прошедшие годы в их число, в особенности это относится к Государственной Думе, попадали самовлюбленные политиканы, которые были готовы подраться с коллегами перед телекамерами, потаскать женщин за волосы, прогулять заседания Думы, не сковывали себя какими-либо нравственными нормами. После окончания депутатского срока они обычно не отдавали государственные квартиры и не возвращались в свои регионы. Неконфликтные и работящие народные избранники в депутатском корпусе воспринимались скорее как исключение.

Что бы ни говорили сегодняшние думские руководители, традиция парламентаризма в России еще не создана. Общим в истории дореволюционной и современной Думы является то, что они действуют в условиях недооценки избирателями важности и самоценности законодательной власти, неуважения к самому труду законотворчества. Нынешние депутаты часто не видят высокой цели своего пребывания в парламенте, относятся к нему как к кратковременному этапу своей карьеры, способ завязать нужные знакомства и связи, подготовку к другой, более статусной должности.

Но ведь положение депутата предполагает не эпатажные (фр. epatage - скандальные) выходки, популизм или беззастенчивое лоббирование финансовых интересов своих родственников и бизнес-партнеров, а кропотливую, скрупулезную, даже нудную работу по изучению предмета законопроекта, области, в которой он будет реализовываться, практики его исполнения. Таких думцев мы знаем пока совсем немного.

В настоящее время создание законов играет основную, базовую, но не определяющую роль в правовой информатизации общества. Для того, чтобы "хозяйствующие субъекты" и прочие "юридические лица" смогли воспользоваться принятыми юридическими нормами, нужна особая система правовой информации. Государственные организации оказались не в состоянии удовлетворить этот спрос - ни количественно, ни качественно, отдав этот участок негосударственным структурам. Не только в России, но и в других странах именно негосударственные компании играют определяющую роль в правовой информатизации общества. Причины этого - в организационной гибкости, в возможностях привлечения специалистов по разработке и совершенствованию программных технологий и, наконец, в развитии сбытовых и сервисных структур.

Действительно, в конце 1980-х отлаженных технологий распространения правовой информации в России еще не было, а существовавшие разработки имели те или иные ограничения. Решение было найдено только в начале 1990-х гг. Именно тогда в научно-производственном объединении "Вычислительная математика и информатика" (НПО "ВМИ") были разработаны и реализованы принципиальные идеи построения сервисных структур для обслуживания справочных правовых систем у сотен тысяч пользователей. Эти идеи фактически и создали целую информационную отрасль, в основе которой лежат справочные правовые системы (СПС).

В числе систем, созданных государственными предприятиями для обеспечения некоторых задач правовой информатизации государственных ведомств, прежде всего, следует назвать: "Эталон" (ПЦПИ при Минюсте России) и "Система" (ПТЦ "Система" при ФСО России). Кроме того, на российском рынке представлены частные СПС: "Консультант-Плюс", "Гарант", "Кодекс", ЮСИС (фирма "Интралекс"), "Референт" (ЗАО "Референт-Сервис"), "Ваше право" и "Юрисконсульт" (фирма "Информационные системы и технологии"), система "Энциклопедия российского права" (Ассоциация развития банковских технологий) и некоторые другие.

Таким образом, в нашей стране за короткий срок возникла и успешно развивается новая отрасль интеллектуального производства. По некоторым оценкам, в отрасли работает около 20 тыс. специалистов и обслуживается более 250 тыс. компаний-клиентов. Реальный доступ к справочным правовым системам получили более полумиллиона пользователей. Это одна из немногих высокотехнологичных отраслей в России, которая была создана за последние 15 лет практически с нуля и в которой представлены исключительно российские компании. Проделан путь от простейших электронных архивов до сложнейших аналитических систем, во многом превосходящих аналогичные зарубежные разработки.