Гражданская оборона в Российской Федерации и ее задачи

Одной из важнейших задач государства на современном этапе продолжает оставаться организация и проведение в мирное и военное время мероприятий для защиты населения, социальной структуры и объектов экономики от современных средств поражения и последствий его применения.

Следует отметить, что гражданская оборона тесно связана с РСЧС как направление подготовки страны к деятельности в особых условиях военного времени и, соответственно, во многом базируется на взаимосвязанных нормативно-правовых актах, имеет общие органы управления, системы оповещения и связи, сопряженные силы и средства.

Гражданская оборона (ГО) – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Рассматривая роль гражданской обороны в общей системе оборонных мероприятий страны, законодатель с учетом реалий сегодняшнего дня определил задачи, которые ей предстоит решать (рис. 10.2).

Необходимо отметить, что выполнение задач ГО достигается заблаговременным планированием, своевременным и качественным осуществлением комплекса организационных, экономических, социальных, инженерно-технических, оборонно-массовых и специальных мероприятий гражданской обороны.

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Подготовка к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ведение же гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий, введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Особая роль в вопросах деятельности гражданской обороны отводится Президенту Российской Федерации. Так, например, на него возложены полномочия, согласно которым он определяет основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны, утверждает план гражданской обороны и защиты населения, вводит его в действие. Он утверждает положение, структуру, состав и штатную численность военнослужащих войск гражданской обороны и т.д.

Общее руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Феде-

Рис. 10.2. Задачи гражданской обороны в России

рации. Оно обеспечивает проведение единой политики в области гражданской обороны, руководит ею, издает нормативно-правовые акты, ведет разработку федеральных законов. Правительство определяет порядок обучения населения гражданской обороне, эвакуации в безопасные районы, заблаговременного создания средств индивидуальной и коллективной защиты, запасов продовольствия и медицинских средств.

Согласно Федеральному закону "О гражданской обороне" руководит гражданской обороной и отвечает за ее состояние Председатель Правительства России, а непосредственное управление обеспечивает Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий.

Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований – соответственно главы органов исполнительной власти субъектов России, руководители органов местного самоуправления и организаций. Они же несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

Под руководством следует понимать направляющую, организующую и регулирующую деятельность органа управления или конкретных уполномоченных лиц.

Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются:

• федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны (МЧС);

• территориальные органы – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации. Они комплектуются военнослужащими войск гражданской обороны, лицами начальствующего состава Государственной противопожарной службы и гражданским персоналом;

• структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны;

• структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Так, например, структурные подразделения (работники) по гражданской обороне создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях. Создание (назначение) в организациях структурных подразделений (работников) по гражданской обороне осуществляется для обеспечения:

• планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне;

• создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения;

• обучения работников организаций способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

• проведения мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

• создания и поддержания в состоянии постоянной готовности нештатных аварийно-спасательных формирований, привлекаемых для решения задач в области гражданской обороны.

Организационно гражданская оборона Российской Федерации состоит из:

• федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области ГО – МЧС;

• территориальных органов управления гражданской обороны, т.е. региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации;

• служб гражданской обороны – федеральных, республиканских, краевых, областных, автономных областей и округов, районных и городских;

• сил гражданской обороны – войск гражданской обороны, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, в том числе и нештатных формирований на объектах жизнеобеспечения.

Силы гражданской обороны– это подразделения и формирования, которые предназначены для проведения мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей па территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. К числу таких формирований относятся:

• воинские формирования;

• аварийно-спасательные формирования;

• спасательные службы.

Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом Российской Федерации.

Войска гражданской обороны Российской Федерации являются составной частью сил обеспечения безопасности. Они предназначены для защиты территории страны и ее населения при чрезвычайных ситуациях, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями, и при угрозе их возникновения в мирное и военное время.

Войска гражданской обороны осуществляют свою деятельность в мирное и военное время.

В мирное время войска ГО действуют в следующих направлениях.

1. Повседневная деятельность:

• осуществление мероприятий по поддержанию соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны в готовности к выполнению задач, определенных планом гражданской обороны Российской Федерации и планом мобилизационного развертывания и приведения войск гражданской обороны Российской Федерации в высшие степени боевой готовности;

• накопление, размещение, хранение и своевременное обновление вооружения, техники, других материально-технических средств, предназначенных для развертывания войск и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в мирное и военное время;

• участие в мероприятиях, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций;

• подготовка сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты при чрезвычайных ситуациях;

• участие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по созданию, испытанию и внедрению новых технических средств для защиты территории страны и ее населения при чрезвычайных ситуациях, а также технологий проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

2. При необходимости решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций:

• ведение радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в зонах чрезвычайных ситуаций, а также на маршрутах выдвижения к ним;

• проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ по оперативной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, с которыми у Российской Федерации имеются соответствующие договоры;

• проведение работ по санитарной обработке населения, специальной обработке техники и имущества, обеззараживанию зданий, сооружений и территорий;

• проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов, участие в локализации и ликвидации крупных лесных и торфяных пожаров;

• обеспечение сохранности грузов, перевозимых в зоны чрезвычайных ситуаций в качестве гуманитарной помощи;

• участие в обеспечении пострадавшего населения продовольствием, водой, предметами первой необходимости, временным жильем и другими материальными средствами и услугами, а также в оказании доврачебной медицинской помощи;

• участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из зон чрезвычайных ситуаций;

• участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения.

Задачи войск ГО в военное время:

• ведение радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в очагах поражения, зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;

• проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления;

• проведение работ по санитарной обработке населения, специальной обработке техники и имущества, обеззараживанию зданий, сооружений и территорий;

• обеспечение ввода сил гражданской обороны в очаги поражения, зоны загрязнения (заражения) и катастрофического затопления;

• участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из очагов поражения, зон загрязнения (заражения) и катастрофического затопления;

• проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов;

• участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, выполнении отдельных задач территориальной обороны, связанных с восстановлением аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры тыла.

На вооружении войск гражданской обороны находятся специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие.

Военнослужащим войск гражданской обороны выдаются удостоверения личности установленного образца, подтверждающие их статус, и международные отличительные знаки гражданской обороны.

Военнослужащие войск гражданской обороны могут проходить службу в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на решение задач в области гражданской обороны, и его территориальных органах.

Деятельность войск гражданской обороны, комплектование их военнослужащими и гражданским персоналом, социальная защита военнослужащих войск гражданской обороны и членов их семей, а также финансирование деятельности осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Деятельность войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях. В мирное время они могут привлекаться при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.