Выводы

1. Подтверждающий аудит – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

По каждому виду аудиторской деятельности требуется детализация позиций аудита в нормах, методиках и стандартах, призванных решать методические, этические и другие проблемы, с которыми сталкивается аудитор.

Аудиторские фирмы разрабатывают методики аудиторской проверки достоверности отчетности экономических субъектов для обеспечения единого подхода к проверке внутри фирмы.

2. Методика проведения подтверждающего аудита включает в себя следующие разделы:

• "Подготовка аудиторской проверки";

• "Нормативно-правовое обеспечение, внутрихозяйственные регламенты";

• "План работы аудитора";

• "Порядок проведения проверки (методы, систематизация материалов для заключения и предложений)";

• "Обсуждение предварительных результатов проверки с руководством экономического субъекта";

• "Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности".

3. Эффективное проведение всех процедур в аудите базируется на их тщательном планировании и подготовке. Планирование является первым (начальным) этапом подтверждающего аудита.

4. В ходе планирования следует соблюдать ряд принципов, к которым относятся комплексность, непрерывность и оптимальность.

5. Работа с экономическим субъектом должна начинаться с предварительного планирования. На этом этапе происходит знакомство аудиторской организации с ее потенциальным клиентом и осуществляется предварительное изучение клиента.

По прошествии этапа предварительного планирования аудиторская фирма должна принять решение:

• о принципиальной возможности аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта;

• принципиальной возможности сотрудничества с экономическим субъектом;

• наличии в аудиторской организации необходимых ресурсов для качественного аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

6. В случае принятия положительного решения о возможности проведения аудиторской проверки по итогам предварительного планирования аудиторская организация должна определиться со следующими вопросами:

а) бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита (подготовительного, основного и заключительного);

б) предполагаемые сроки работы группы;

в) количественный состав группы;

г) должностной уровень членов группы;

д) преемственность персонала группы;

е) квалификационный уровень членов группы.

7. В общем плане аудиторская организация должна предусмотреть сроки проведения аудита и составить график проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения. В процессе планирования затрат времени необходимо учесть;

а) реальные трудозатраты;

б) расчет затрат времени в предыдущем периоде (в случае проведения повторного аудита) и его связь с текущим расчетом;

в) уровень существенности;

г) проведенные оценки рисков аудита.

8. В ходе проверки аудитор использует рабочие документы, разработанные аудиторской фирмой, в которых фиксируется полная и детальная информация но результатам проверки, составляются аудиторские свидетельства, обобщаются результаты.

9. Объекты аудиторской проверки определяются в соответствии с задачами и целями экспертизы. Целью проверки учредительных документов и расчетов с учредителями является установление соответствия организации деятельности экономического субъекта юридически оформленным учредительным документам, достоверности отчетных данных по учету уставного капитала, расчетов с учредителями.

10. Юридический статус экономического субъекта и права его функционирования определяются наличием учредительных документов, зарегистрированных государством. Аудитор проверяет устав организации, учредительный договор, свидетельство о государственной регистрации в органах статистики, налоговой инспекции, внебюджетных фондах, протоколы собраний, документы приватизации, патенты для субъектов малого предпринимательства, договоры банковских счетов и вкладов, проспекты эмиссии, приказы, распоряжения, внутренние положения и др. В заключении аудиторской организации должно быть отражено мнение о том, соблюдены ли экономическим субъектом конкретные условия создания, регистрации и лицензирования деятельности.

11. Целью аудиторской проверки организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия является знакомство с системой бухгалтерского учета, включающей в себя изучение, анализ и оценку сведений об учетной политике и основных принципах ведения и организации бухгалтерского учета и документооборота. Аудиторская организация в ходе аудиторской проверки обязана проверить соответствие организации системы бухгалтерского учета проверяемого экономического субъекта действующим нормативным документам и отразить в рабочей документации аудитора случаи отмеченных нарушений. По результатам аудиторской проверки организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия аудитор составляет аудиторское свидетельство как раздел рабочих документов аудитора. В нем излагаются результаты знакомства с системой бухгалтерского учета, оценка учетной политики, принципов ведения и организации бухгалтерского учета и документооборота. Аудитор представляет организационную структуру подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской отчетности, распределение обязанностей и полномочий между работниками, принимающими участие в ведении учета и подготовки отчетности.

12. Аудитор должен изложить порядок отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета, формы и методы обобщения данных, порядок подготовки периодической бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета, определить критические области учета, где риск возникновения ошибок или искажений бухгалтерской отчетности особенно высок, средства контроля, предусмотренные в отдельных областях системы учета.

13. При проведении аудита сохранности, учета и использования активов аудитор проверяет обеспечение контроля за наличием и сохранностью активов; правильностью отнесения предметов к основным средствам, оценку активов в учете; оформление и отражение в учете износа и ремонтов основных средств; правильность оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию активов; эффективности использования активов; правильность отражения данных о наличии и движении основных средств и активов в бухгалтерском учете и отчетности.

14. При проверке правильности начисления амортизации основных средств исследуются применяемые нормы амортизации основных средств и нематериальных активов, точность их определения.

15. При проверке операций но приобретению и движению нематериальных активов аудитор проверяет правильность и обоснованность принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве нематериальных.

16. Обобщение и реализация результатов экспертизы бухгалтерской отчетности включает в себя группировку недостатков (хронологическую по времени совершения операций по отчетным периодам; систематизированную по задачам и объектам аудиторской проверки); принятие мер по промежуточным результатам экспертизы, документирование промежуточных результатов экспертизы; подготовку письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита; обсуждение предварительных заключений с руководством предприятия; уточнение, получение дополнительной информации, внесение корректировок в учетный процесс, составление исправительных проводок; оформление результатов экспертизы (составление аудиторского заключения, письменной информации руководству и собственникам о результатах аудиторской проверки).