Лекция 27. ГОСУДАРСТВО И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

27.1. Понятие информации.

27.2. Массовая информация и ее средства.

27.3. Ошибочность представлений о средствах массовой информации как о "четвертой" власти.

27.4. Задачи и место средств массовой информации в обществе.

27.5. Функции средств массовой информации в современном обществе.

27.6. Свобода слова, свобода массовой информации, право гражданина на информацию.

Понятие информации

Понятие "информация" (лат. informatio – "ознакомление, разъяснение") изначально было связано с социальной сферой, коммуникативной деятельностью людей, и в философии оно используется с давних времен. В русском языке это слово появляется в петровскую эпоху и употребляется в смысле "идея, наука".

Более широкое значение и распространение термин "информация" получил с появлением (в 40-е rr. XX в.) и развитием такой науки, как кибернетика, в которой понятие информации выступает как одна из центральных категорий наряду с понятиями связи и управления. Понятие информации стало общим для всех частных наук, а информационный подход, включающий в себя совокупность идей и комплекс математических средств, превратился в общенаучное средство исследования (общенаучный метод).

В кибернетико-математической интерпретации информация понимается как мера уменьшения неопределенности знания о каком-либо объекте в результате получения того или иного сообщения. Думается, что в универсальном понимании "информация" – это сведения, которые:

• одним субъектом (субъектом информации) передаются другому субъекту (объекту информации);

• адекватно (точно, правильно, истинно) отражают тот или иной фрагмент действительности;

• значимы, т.е. важны, актуальны, представляют интерес для объекта информации (для информируемого) с точки зрения принятия им того или иного решения.

Именно значимость сведений отличает информацию от просто знания. Важен и второй из названных здесь признаков, поэтому безосновательно к слову "информация" добавлять такие прилагательные, как "истинная", "достоверная" или "объективная": ложной информации просто не бывает. Если сведения ложные, то это уже не информация. Но не всякие сведения, не содержащие истину, можно назвать дезинформацией. Дезинформация – это ложные сведения, специально созданные ("сфабрикованные") и сообщенные объекту дезинформации (человеку, организации, обществу) с тем, чтобы он принял решение, соответствующее интересам дезинформатора.

Говорить об информации как о ложной, недостоверной, некачественной можно лишь в том случае, если исходить в определении информации только из ее целевого назначения, не затрагивая содержательных признаков. Например, в том смысле, в каком говорят о плохом, недоброкачественном, вредном лекарстве. Но вредное лекарство – это уже не лекарство, а яд.

Итак, для информации характерны следующие признаки:

1) она есть явление социальное, общественное;

2) предполагает наличие двух сторон – субъекта, передающего информацию (субъекта информации), и субъекта, воспринимающего информацию (объект информации);

3) представляет собой определенные сведения;

4) сведения должны адекватно отражать реальность;

5) сведения должны иметь значение для объекта информации, представлять для него интерес.

Таким образом, информация – это сведения, которые передаются одним субъектом другому, адекватно отражают действительность и значимы (актуальны) для информируемого с точки зрения его интересов и принятия им того или иного решения.

Массовая информация и ее средства

Разновидностью информации является массовая информация.

Она обладает всеми признаками, присущими информации, а ее видовым отличием является то, что она рассчитана на особый объект (большие группы людей) и исходит от особого субъекта – СМИ: периодические печатные издания, радио-, телевещание и т.д.

СМИ призваны осуществлять поиск, получение, передачу, производство, распространение информации. При этом они могут решать пропагандистские, идеологические, агитационные, воспитательные задачи.

Таким образом, массовая информация – это информация, предназначенная для неограниченного круга лиц и сообщаемая особыми средствами ее периодического распространения.