Лекция 5. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Возникновение и расцвет первых очагов государственности па территории Древней Греции происходит в III–II тысячелетиях до н.э. на острове Крит. Вначале их было четыре с центрами-дворцами в Кноссе, Фесте, Маллии, Като-Закро. Именно появление дворцов свидетельствует о социальном расслоении общества и становлении государственности. В истории этот период принято называть эпохой "дворцовой", или минойской, цивилизации. Около 1700 г. до н.э. в результате природных и социальных катаклизмов дворцы были разрушены, но вскоре на их месте появились новые, более монументальные. Вопрос о социально-политической организации критского общества еще недостаточно ясен и решается учеными по-разному. Однако можно предположить, что критское государство эпохи расцвета представляло собой теократию: верховный правитель сочетал в одном лице функции царя и верховного жреца. Основой хозяйственной жизни государства было дворцовое хозяйство. Рабство уже существовало, но количество рабов было незначительным. Апогей минойской цивилизации приходится на XVI – первую половину XV в. до н.э. В начале этого периода происходит установление власти кносских правителей над всем Критом. Греческая мифология считала Кносс резиденцией царя Миноса. Здесь у царицы Пасифаи родился Минотавр (получеловек-полубык), для которого Дедал построил в Кноссе лабиринт. Греческое предание считает царя Миноса первым "владыкой моря". Минос построил большой флот, уничтожил пиратство и установил господство па Эгейском море. В конце XV в. до н.э. в результате природной катастрофы минойская культура приходит в упадок.

Новый подъем происходит уже в I тысячелетии до н.э. Именно в этот период у заселивших юг Балканского полуострова и острова Эгейского моря племен греков-ахейцев происходит разложение первобытного строя и возникновение классового общества. Как и на Крите, важнейшую роль в жизни общества играли дворцы, наиболее значительные из которых открыты в Микенах, Пилосе, Тиринфе, Иолке и представляют собой мощные цитадели. Дворцы были центрами самостоятельных государств, между которыми часто возникали военные конфликты. Однако это не исключало временного объединения ахейских царств, как, например, во время Троянского похода.

Основой экономической структуры общества было дворцовое хозяйство, контролировавшее основные виды ремесленной деятельности на всей территории государства. Особо строго контролировалась металлообработка. Дворец являлся также владельцем всей земли. Земельный фонд делился на земли, находившиеся в частном владении и общинные. Во главе государства стоял царь – "ванака", обладавший политической и религиозной властью. Развитый бюрократический аппарат составляла господствующая группа населения, основную же массу жителей – свободные общинники, имевшие свои наделы, хозяйство, но зависевшие от дворца экономически и политически. К самому низшему слою общества относились рабы, численность которых была невелика. Они принадлежали главным образом дворцу.

В конце XIII–XII в. до н.э. почти все дворцы и поселения ахейцев были уничтожены. Опустошенную территорию стали постепенно заселять греки-дорийцы. Последующие XI–IX вв. до н.э. в истории Греции ученые называют темными веками.

Развитие производительных сил, социально-экономическая дифференциация и образование классов привели в VIII–VI вв. до н.э. к возникновению в Древней Греции античных городов-государств (полисов). Античные полисы, состоящие из города и прилегающего сельского округа, по существу представляли собой гражданские и политические общины, объединявшие жителей определенных территорий. Именно полис как особая форма социально-экономической и политической организации общества определил основные черты античной, в том числе древнегреческой, государственности и культуры. Для полисного устройства было характерно совпадение политического коллектива (коллектива полноправных граждан) и коллектива земельных собственников. Лица, не имевшие гражданских прав, не обладали и правами на землю. И наоборот, утрата земельной собственности (надела) часто влекла ограничение или потерю политических прав. Полис как коллектив граждан обладал верховной собственностью на землю. Взаимообусловленность гражданского статуса и прав на землю, социальной и политической структур привели к тому, что граждане, в идеале, обладали равными политическими правами. В полисах могли действовать различные органы управления, но право окончательного решения важнейших вопросов всегда принадлежало народному собранию (даже в аристократической Спарте). Другой особенностью полиса было совпадение политической и военной организации. Гражданин-собственник одновременно являлся и воином и, обеспечивая неприкосновенность полиса, гарантирован неприкосновенность собственности.

Таким образом, Древняя Греция – это историко-географическое понятие. В политическом отношении Древняя Греция представляла множество разрозненных государств-полисов: Афины, Спарта, Коринф, Мегара и т.д. Различия в экономической жизни, в остроте политической борьбы имели следствием большое разнообразие внутреннего устройства городов-государств. Однако более всего были распространены различные формы республиканского строя – демократия, аристократия, олигархия. Во многих полисах неоднократно устанавливалась тирания. Еще в древности многие античные мыслители, в частности Аристотель в "Афинской политии", пытались обобщить и проанализировать имеющееся разнообразие форм правления. Наиболее важную роль в истории Древней Греции сыграли два полиса: Афины и Спарта.