Выводы

1. Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

2. Для целей проведения процедур банкротства и их аудита используются следующие основные понятия: несостоятельность (банкротство); должник; денежное обязательство – обязанность должника уплатить кредитору; обязательные платежи – налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет; кредиторы – лица, имеющие по отношению к должнику права требования по обязательствам; конкурсные кредиторы – кредиторы по денежным обязательствам; уполномоченные органы – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве.

3. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" принес новые нормы, новые правила и порядок банкротства. Данный закон устанавливает прохождение пяти процедур банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. Большинство из них в большей степени защищают интересы дебиторов, а не кредиторов.

4. Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (предприятия, организации), угрожающее ее жизнедеятельности в окружающей среде.

Причины кризиса могут быть внешними и внутренними, связанными с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, ошибками в управлении, природными, военными социотехническими катастрофами и др.

5. Существуют общие и локальные кризисы. Общие кризисы охватывают всю социально-экономическую систему, а локальные – ее часть. В зависимости от проблематики кризиса выделяют микро- и макрокризисы. Микрокризис охватывает только отдельную проблему или группу проблем, а макрокризис – большой объем и масштаб проблематики. В зависимости от структуры отношений в социально-экономической системе выделяют отдельные группы экономических, социальных, организационных, психологических, технологических кризисов.

6. Аудитору следует знать, что кризисы или события, которые порождают кризисные ситуации на предприятиях и организациях, и их последствия обусловлены следующими основными причинами: снижение финансовых результатов, увольнения сотрудников, сокращения, низкий моральный дух персонала, корпоративные тяжбы, жалобы по вопросам дискриминации, негативное освещение деятельности предприятия в СМИ, проблемы качества работ и услуг, технологические ошибки, недовольство настоящих и бывших сотрудников работой организации, несчастные случаи на работе, потеря руководителем работоспособности или его внезапная смерть, потеря главного, основного клиента, штрафы и пени, форсмажорные обстоятельства, нанесшие ущерб, забастовки и бойкоты, угроза враждебного поглощения.

Аудитору следует разобраться в причинах кризисов, которые редко выступают в "чистом" виде. Часто одна причина порождает следующие, которые могут угрожать существованию организации. Аудитор должен оценить, насколько менеджерам удается предвидеть развитие событий и принять адекватные ситуации соответствующие управленческие меры.

7. Аудитору следует оценить эффективность антикризисного управления, степень готовности к кризисной ситуации, оценить ошибки антикризисного управления организации, выявить причины ошибок, которыми могут быть отсутствие продуманного плана подготовки к кризису и навыков поведения в кризисной ситуации. Это может быть также система сбора информации, необходимой для диагностики предкризисного состояния, идентификации угроз и построения иерархии целей антикризисного управления. Аудитору следует систематизировать ошибки антикризисного управления, выделив из них наиболее значимые и отягощающие ситуацию в аудируемой организации.

8. В аудите несостоятельности (банкротства) одним из принципиальных моментов является определение степени устойчивости организации (инерционность), которая обычно возникает на фоне повседневной работы. Аудитору следует выявить ошибки и предупреждающие сигналы, или так называемые предкатастрофические симптомы, предшествующие большинству кризисов, например, вложение в производство финансовых средств, от которого нет отдачи (неверно определен объект инвестиций, которые отягчают финансовое положение организации), высокая изменчивость базовых параметров организации от незначительных воздействий, наличие нескольких вариантов устойчивого состояния организации, в которые она может быть переведена небольшими усилиями (например, пассивный сбыт, сдача в аренду площадей, сокращенный рабочий день и др.).

9. Аудитору следует выяснить наиболее приемлемый для организации способ борьбы с кризисом, например:

1) уход от проблем, способных вызвать кризисную ситуацию;

2) выявление существующих проблемных зон и действия для полного их разрешения.

10. В зависимости от степени запущенности и возможностей выхода из кризисных ситуаций аудитору все предприятия, находящиеся в состоянии финансового кризиса, целесообразно подразделить на три группы. К первой группе относятся предприятия, которые адаптировались в рыночные условия и принимают меры по выходу из кризисного состояния. Предприятия второй группы занимаются поиском оправдательных мотивов и ждут перемен в законодательстве на региональном и федеральном уровнях. Предприятия третьей группы с возникшими финансовыми проблемами смирились.

11. Аудитору следует иметь в виду, что выходом из кризисного состояния организации, характеризующегося изменениями, разрушениями сложившейся системы хозяйственных связей и отношений, может стать либо восстановление платежеспособности должника, либо ликвидация хозяйствующего субъекта.

12. Аудитор проверяет точность и обоснованность отражения на счетах бухгалтерского учета мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности организации-должника в рамках досудебной стадии, таких как: получение финансовой помощи; взыскание дебиторской задолженности; заключение соглашения о новации, отступном либо прекращении обязательств иным неденежным способом; продажа части имущества должника; исполнение обязательств должника собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами; увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц; размещение дополнительных обыкновенных акций должника; продажа предприятия должника и иные меры.