Лекция 6. Государственный сектор. Бюджетно-налоговая политика

6.1. Государство в национальной экономике. Экономические функции государства.

6.2. Государственный бюджет и его структура.

6.3. Дефицит бюджета и государственный долг.

6.4. Особенности финансирования государственного бюджета в России.

6.5. Бюджетно-налоговая политика.

Основные понятия

Бремя долга. Бюджетно-налоговая политика (БНП). Встроенный стабилизатор. Государство. Государственный бюджет. Государственный долг. Государственный сектор экономики. Дефицит бюджета. Дефолт. Инфляционный налог. Консолидированный бюджет. Косвенные налоги. Налоговая ставка. Налоговые и неналоговые доходы. Обслуживание государственного долга. Первичное сальдо государственного бюджета. Профицит бюджета. Прямые налоги. Сальдо бюджета. Сеньораж. Экономические функции государства.

Изучив данную главу, студент-бакалавр должен:

знать

• роль и функции государства в рыночной экономике;

• структуру государственного бюджета и его состояние;

• способы покрытия бюджетного дефицита и их результаты;

• ОГЛАВЛЕНИЕ и виды бюджетно-налоговой политики;

уметь

• анализировать структуру бюджета и выявлять его состояние;

• показывать возможность использования различных способов финансирования бюджетного дефицита;

• различать разные виды бюджетно-налоговой политики;

• анализировать особенности бюджета и бюджетно-налоговой политики в России;

владеть

• инструментарием оценки структуры и состояния государственного бюджета;

• методологией выявления последствий использования различных способов покрытия дефицита бюджета для макроэкономики;

• способами сбора и интерпретации данных для анализа бюджетно-налоговой сферы в стране;

• навыками участия в дискуссиях по бюджетно-налоговым проблемам современной России.

Государство в национальной экономике. Экономические функции государства

Государство – институт, обеспечивающий политическую целостность сообщества людей на определенной территории и осуществляющий общественное управление в целом. Государство активно участвует в формировании национальной модели экономики, поддерживая единство национального экономического пространства, определенный хозяйственный порядок прежде всего путем принятия хозяйственного законодательства и установления механизма контроля за его соблюдением и регулируя экономический процесс главным образом при помощи мер экономической политики.

Структурно термин "государство в национальной экономике" объединяет органы центральной (федеральной), региональной и местной исполнительной власти (правительства), монетарные власти (например, центральный банк) и ряд других институтов (например, национальный пенсионный фонд). Государственный сектор экономики включает национальные финансовые институты (например, центральный банк, а также банки с государственным участием) и сектор государственных предприятий (в том числе предприятия с государственным участием).

В числе факторов, определяющих роль государства в национальной экономике, можно отметить, во-первых, наличие "провалов рынка"; во-вторых, общемировые тенденции; в-третьих, национально-специфические факторы (климатические, геополитические, социокультурные и др.). Наконец, нельзя исключать влияние и собственно политического фактора – доминирование в политических кругах той или иной установки по отношению к государственному регулированию экономики (в качестве примера возьмем дилемму "либерализм" или "дирижизм"). В зависимости от степени воздействия этих факторов государство либо усиливает свое присутствие в экономической жизни и регулировании экономических процессов, либо ограничивается установлением и поддержанием хозяйственного порядка: институтов, правил, норм хозяйственной деятельности. В России традиционно активное участие государства в экономике объясняется в значительной степени действием национально-специфических факторов. Так, суровые природно-климатические условия, огромная протяженность страны, неравномерность размещения населения и природных ресурсов вынуждают государство уделять повышенное внимание формированию единого национального экономического пространства, обеспечению экономической безопасности, смягчению неравенства в распределении доходов (в том числе территориального) и т.д. Эти объективные задачи не могут быть решены при пассивном отношении государства к национальной экономике, ограничивающемся лишь установлением норм хозяйственного порядка. В частности, обеспечение единого национального экономического пространства невозможно без создания соответствующей инфраструктуры (научной, информационной, транспортной, жилищной и т.п.), что требует крупных вложений капитала, которые не всегда по силам частным инвесторам.