Выводы

o Гражданское общество есть система негосударственного социального самоуправления организованных групп населения. По самой своей природе и социальной сущности оно выступает как конструктивная оппозиция любой государственной власти. Особенности гражданского общества: отличается негосударственным характером; является самоуправляющимся; осуществляет организованную реализацию групповых интересов людей; приобретает системный характер.

o Гражданское общество для защиты интересов конкретных социальных групп и индивидов формирует, начиная с середины XIX в., "организованные группы интересов", а они для эффективного влияния на деятельность государства и гражданскую службу создают "группы давления". За прошедшие годы интерес к данной проблеме не только не ослабел, но, наоборот, возрос. Дело в том, что за счет этих групп общество получает возможность более полно представлять свои интересы в деятельности современного государства.

o Организованные группы интересов выполняют, как минимум, четыре положительные функции: 1) служат связующим звеном между населением и государством; их деятельность помогает государственным должностным лицам выявлять те общественные настроения и взгляды, которые следует принимать во внимание; 2) способствуют активизации населения в политической жизни; информируют своих членов о вновь принятых или готовящихся государственных решениях, разъясняют, каким образом можно оказать влияние на принятие этих решений и подталкивают к оказанию такого влияния; 3) дополняют официальное представительство (например, интересы шахтеров Воркуты, Кузбасса, Ростова выражают в Москве их делегации или профсоюзные руководители); 4) служат важным средством разрешения конфликтов в обществе, т. к. способствуют выработке необходимых консенсусов и различных компромиссов.

o Группы давления обычно выполняют пять главных функций: 1) передают настроения и требования населения должностным лицам государственных органов; 2) влияют на законодательный процесс, причем не только критикой или поддержкой предлагаемых законопроектов, но и прямым участием в разработке и "проталкивании" тех или иных законов; 3) содействуют подбору экспертов и специалистов для государственных органов, стремятся укомплектовать их профессионалами высокого уровня, но нужной для себя социальной ориентации; 4) осуществляют необходимые контакты с государственными органами при подготовке и принятии государственных программ; 5) оказывают поддержку государственным органам в мобилизации населения при реализации законов и государственных программ.

o При всех недостатках сложившийся механизм лоббистской деятельности российских политиков, предпринимателей, государственных органов исполнительной власти, различных окологосударственных структур уже действует. Хотя и нет закона, который бы упорядочивал деятельность всех этих групп, реальная практика лоббирования уже есть. Она осуществляется многочисленными лоббистскими структурами, которые достаточно успешно решают свои задачи в органах государственной власти. Лоббизм как управленческий феномен в России уже сложился. Задача состоит в том, чтобы его легальные формы поставить на правовую основу, а против нелегальных криминальных форм усилить правовую борьбу.