Выводы

1. К теоретическим основам государственного регулирования финансовых рынков относятся теория связанной (ограниченной) рациональности, психологическая (поведенческая) теория, теория рационального стратегического взаимодействия.

2. Государственное и межгосударственное регулирование и становление различных моделей регулирования выступают одной из главных тенденций развития национальных и мирового финансовых рынков.

3. Одним из результатов глобализации является то, что отдельные локальные диспропорции в рамках сложившихся сетей распространяются в международном масштабе, затрагивая и "инфицируя" подавляющее большинство стран мира.

4. Государственное регулирование необходимо для содействия процессу рыночной конкуренции; стимулирования научно-технического прогресса; обеспечения политики занятости и социальной обеспеченности общества; производства общественных благ и услуг.

5. Современные организационные формы регулирования финансовых рынков представлены четырьмя институциональными моделями: модель институционального надзора, модель целевого надзора, модель функционального надзора, модель единого надзора (мегарегулятор).

6. Причинами государственного регулирования страхования являются; социально значимый характер страхования; непрозрачность издержек; обратный жизненный цикл предоставления услуг; предоставление гарантий и защиты полисодержателям; отрицательные последствия неплатежеспособности и финансовой неустойчивости.

7. Трем группам объектов регулирования (финансы предприятий, учреждений, организаций; страховые отношения; государственные финансы) соответствует финансовый аппарат, представленный субъектами управления: финансовыми службами (отделами) предприятий, учреждений, организаций; страховыми органами надзора; финансовыми органами и налоговыми инспекциями.

8. Система регулирования существует и развивается как целостная система баланса между подсистемами государственного и межгосударственного регулирования, с одной стороны, и саморегулирования, с другой, а следовательно, как метасистема, обеспечивающая баланс между провалами рынка и провалами государства.

9. Характеристика страховых рынков мира с точки зрения концепции "структура – поведение – результативность" описывается следующими категориями. Структура рынка – это степень его концентрации и способности задействовать рыночные механизмы за счет входных барьеров, институциональной структуры, государственного регулирования вступления на рынок или ограничения конкуренции. Поведение рынка – механизм воздействия рынка и свободного ценообразования на ограничение конкуренции или сговора.

Результативность характеризуется долгосрочными результатами работы рынка и динамикой его основных показателей, прежде всего, прибыли и инноваций.

10. Характеристики рыночной структуры – концентрация рынка; наличие ограничений входа и выхода; ограничения текущей деятельности. Характеристики рыночного поведения – ценообразование и цикличность. Характеристики результативности деятельности страховщиков описываются показателями результативности: объемом собранных премий и выплат; плотностью (объем премии надушу населения); освоенностью (доля собранной премии в процентах к ВВП страны); прибыльностью; объемом собственных средств; объемом резервов.

11. Режим регулирования (мягкий, жесткий) условий и правил договора страхования, тарифов, цен, введения и лицензирования нового продукта определяет наличие или отсутствие конкурентных преимуществ для новых компаний.

12. Режим регулирования ограничивает: вход новых малых и средних компаний, предъявляя высокие требования к минимальному размеру начального капитала; вход новых компаний, предусматривая максимальный срок рассмотрения заявки на получение лицензии; противодействует сговору страховых компаний по ценам в рамках антимонопольной политики.

13. Цикличность страховых рынков усиливается в либеральных моделях и сглаживается жесткими мерами регулирования. В зависимости от существующей системы регулирования страховые рынки могут отличаться большей или меньшей степенью цикличности.